Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат
В этом реферате описано:Мысли и первые известные слова, таких как Пифагор,Сократ,Демокрит и тд.В какие годы они жили что изобрели
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
|
ПЕРСОНАЛИИ |
ДАТЫ ЖИЗНИ |
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, УЧЕНИЯ, ПОНЯТИЯ |
АНТИЧНОСТЬ | |||
1. |
ПИФАГОР |
VI в. до н. э. |
Анемниз (анема – душа). П. первым заговорил о душе. В его учениях душа представлялась бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений. Основатель школы «научной аристократии». |
2. |
ДЕМОКРИТ |
470 – 370 гг. до н. э. |
Утверждал, что душа также смертна как и тело. Душа – это матер. вещ-во, кот. состоит мелких, круглых, гладких, подвижных атомов огня, рассеянных по телу. Душа есть не только у чел-ка, но и у всех живых существ. Утверждал, что случайностей нет и всё причинно обусловлено (подход всеобщего детерминизма). Учение об ощущениях. |
3. |
СОКРАТ |
ок. 470 (469) – 399 до н. э. |
Родонач. диалектики (метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в чел-ке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью чел-ка. |
4. |
ПЛАТОН (Аристокл) |
427 (428) – 347(348) до н. э. |
Осн-тель платонизма. Выдвинул учения об идеях (идеи о мышлении и общении: рассматривал внутреннюю речь как диалог. Интериоризация. Идея о бессмертии души. Представил душу не как целостную организацию, а как структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые нельзя примирить с помощью разума. По Платону душа состоит из 2-х реалий – мир идей и мир вещей. |
5. |
АРИСТОТЕЛЬ |
384 – 322 гг. до н. э. |
Трактат «О душе». Не отрывал душу от телесной оболочки и не определял как вещество. Энтелехия (термин определения природы души). Т. е. душа – энтелехия тела, с её помощью тело существует. |
6. |
ЭПИКУР |
341 – 270 гг. до н. э. |
Душа чел-ка материальна. Без тела душа рассемвается, тело же без души разрушается.Проблема исследования критериев нравственного и безнравственного. Всё, что вызывает приятные чувства, явл. нравственным. Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т. е. в состоянии душевной невозмутимости. Единственный источник добра и зла –чел-к. |
7. |
ЗЕНОН-СТОИК |
346/336/333-264/262 до н.э. |
древнегреч. философ. Ученик школы киников (циников), с 300 до н.э. - родоначальник философии стоиков. 3. приобрел для себя и своих друзей узорчатую колоннаду, портик ("портик" произносится по гречески "стоа"), где и основал собственную философскую школу. Сочинения 3. дошли до наших дней лишь во фрагментах: "О жизни, согласной с природою", "Пифагорейские вопросы", "Всеобщие вопросы", "Этика", "Логика", "Государство" и др. Ввел термин "каталепсис" ("понятие"). Сформулировал две отправные позиции стоического миросозерцания: "То, что в нашей власти" и "То, что не в нашей власти". По 3., знание - лишь средство для достижения мудрости. В единой целостной системе философии 3. взаимодополняли друг друга этика кинизма, физика Гераклита и ряд доктрин Аристотеля. Пафосом воззрений 3. была их практическая направленность, подчиняющая знание действию, а также нравственность, ориентированная на достижение добродетели. Стоики исследовали сл. проблемы: поведение чел-ка, мышление, мыслительные операции. |
8. |
ГИППОКРАТ |
ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э. |
Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический (знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый пс-г, заговоривший об индивидуальных различиях чел-ка (дифференциальная пс-гия). Учение о темпераменте. |
9. |
ГАЛЕН |
ок. 130 – 200 гг. |
Б. значение уделял экспериментальной медицине. Трактат «О частях чел-го тела» (считал, что органами психики явл. мозг, сердце и печень). Изучал эмоции, темперамент. |
10. |
ФАЛЕС |
624- 547 гг. до н. э. |
Явл. родоначальником европейской науки. Его учение связано с естествознанием. В основе миропонимания он видел воду как основу всего сущего. Душа есть особое состояние воды. |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | |||
11 |
ИБН СИНА |
теория двух истин,
которая была сформулирована в IX—X
вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим
в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре
получила широкое распространение в Европе.
В этой теории утверждалось что истина
знания и истина веры не совпадают между
собой и не противоречат друг другу, как
две параллельные прямые. Несколько позже,
в XII—XIII вв., в психологии возникло направление,
получившее название «деизм», которое
утверждало, что существуют две души —
духовная (ее изучает богословие) и телесная,
которую изучает психология. Таким образом,
появился предмет для научного изучения. | |
12 |
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ |
354—430 |
Понимание души у
Аврелия Августина свелось к определению
ее как самостоятельной субстанции, которая
не является ни телесным свойством, ни
видом тела. Содержанием души не является
что-то материальное, и она никак не связана
с биологическими функциями организма,
а вмещает в себя лишь мышление, волю и
память, а также близка к Богу и бессмертна.
Так как душа имеет превосходство над
телом, а тело препятствует познанию, человеку
должно заботиться о душе, подавляя свои
чувственные, т. е. телесные. наслаждения. |
13 |
ФОМА АКВИНСКИЙ |
1225/26— 1274 |
Типологию души Аквинский
строит на основе типов, выдвинутых Аристотелем.
Различаются три типа души: |
14 |
РОДЖЕР БЭККОН |
ок. 1214—1292 |
англ. философ и естествоиспытатель;
Среди главных трудов Б.: написанное для папы
Климента IV энциклопедическое «Большое
сочинение», а также «Малое сочинение,
«Третье сочинение» и др. |
ВОЗРОЖДЕНИЕ | |||
15 |
КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ |
1401-1464 |
философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («ученое незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений». Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания. |
16 |
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ |
1452—1519 |
Леонардо да Винчи
считал, что человек может воплощать
свои духовные силы в реальные ценности
и преобразовывать природу |
17 |
ВИВЕС ХУАН ЛУИС |
1492—1540 |
В книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека является наблюдение и опыт. Предложил новый способ обобщения данных – индукцию. Первым пришёл к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания явл-ся не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. |
18 |
БЕРНАНДИНО ТЕЛЕЗИО |
1509-1588 |
итал. натурфилософ
эпохи Возрождения, материалист. Призывал
к опытному изучению природы, подчеркивал
значение органов чувств как гл.
источника человеческих знаний, выступал
против умозрительно- |
19 |
ДЖ БРУНО |
1548–1600 |
итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno, 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l'infinito, universo e mondi, 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной. |
20 |
КОМПАНЕЛЛА ТОММАЗА |
1568—1639 |
итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Кампанелла разделял натурфилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма (которые сочетались у него с религиозно-мистическими взглядами, с увлечением магией и астрологией). За свое свободомыслие он подвергался преследованиям инквизиции, Кампанелла мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 Кампанелла пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского владычества. Заговор был раскрыт, и Кампанелла после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал (1602) свою утопию «Город Солнца»(опубликована в 1623) — об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие и существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит, по существу, теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город Солнца» сыграл немалую роль в развитии общественной мысли. |
НОВОЕ ВРЕМЯ | |||
21 |
ФРЕНСИС БЭКОН |
1561-1626 |
В целом великое
достоинство науки Бэкон считал
почти самоочевидным и выразил
это в своём знаменитом афоризме
«Знание — сила». |
22 |
РЕНЕ ДЕКАРТ |
1596-1650 |
Отец новой философии,
основатель современного рационализма,
изучал рефлексы. Делил чувства на
духовные и телесные, считал, что
сознание и воля локализованы в организме.
Создал учение о зрительном восприятии,
заложил основы детерминистской
концепции поведения и |
23 |
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА |
1632-1677 |
Нидерландский философ материалист, пантеист. Основная его философская идея заключается в том, что «Бог осуществляется в вещах». Сделал центральным положением своей онтологии торжество Бога и природы. Считал – «Человек целостное природное существо, душа и тело атрибуты единой субстанции, нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами. |
24 |
ГОТФРИТ ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ |
1646-1716 |
Ввел понятие о бессознательной психике, распространил на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию. Родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активной психики и строящихся на представлениях о бессознательном. |
РАЗВИТИЕ АССОЦИАНИЗМА | |||
25 |
ДЖОН ЛОКК |
1632-1704 |
Развил сенсуалистическую
теорию познания, базирующуюся на принципе
материалистического |
26 |
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ |
1685-1753 |
Родоначальник крайней
формы субъективно- |
27 |
ТОМАС ГОББС |
1588-1679 |
В его трудах психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе. Считал, что реально только тело, взаимодействующее с другими телами. «Психическое», это явление перехода «внешнего» движения во «внутреннее», в определенную категорию тел. Первичный момент перехода выражен в ощущении. |
28 |
ДЕВИД ЮМ |
1711-1776 |
Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросил рефлексию как источник познаний. |
29 |
ДЕВИД ХАРТЛИ |
1705-1757 |
Один из основоположников
ассоциативной психологии, впервые
превратил механизм ассоциации в
универсальный принцип |
30 |
ТОМАС БРАУН |
1778-1820 |
Один из крупнейших представителей ассоциативного направления. Разрабатывал вопросы о психических закономерностях приобретения индивидом опыта, видел в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущения, отношения между отдельными состояниями сознания. |
31 |
ДЖЕЙМС МИЛЛЬ |
1773-1836 |
Рассмотрел сознание
с механистической точки |
32 |
ДЖОН СТЮАРД МИЛЬ |
1806-1873 |
В отличии от отца сопоставлял психические процессы не с механикой, а с химией. Считал восприятие синтезом многих компонентов. Сторонник такого направления как психологизм. По его мнению все знания происходят из опыта, которым являются наши ощущения. |
33 |
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР |
1820-1903 |
Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, твердо придерживался ассоцианистической доктрины. Считал сознание инструментом приспособления к среде, рассматривал его в тексте биологической адаптации. |
34 |
ИММАНУИЛ КАНТ |
1724-1804 |
Родоначальник классической
немецкой философии, основатель принципов
экспериментальной и |
35 |
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ |
1770-1831 |
В основе всего существующего
лежит Абсолютный Дух, который лишь
вследствие своей бесконечности
может достичь подлинного познания
себя. Для самопознания ему необходимо
проявление. Самораскрытие Абсолютного
Духа в пространстве — это природа;
самораскрытие во времени — история. |
19 ВЕК | |||
36 |
ЧАРЛЬЗ РОБЕРТ ДАРВИН |
1809-1882 |
Создатель теории эволюции,
выявил механизм филогенеза, обосновал
учение о происхождении видов
путем естественного отбора. Факторами
эволюции считал наследственность, изменчивость,
отбор. Им было доказано, что кроме
механистической причинности |
37 |
ГЕРМАН ЛЮДЫИГ ФЕРНАНД ГЕЛЬМАГОЛЬЦ |
1821-1894 |
Немецкий естествоиспытатель,
один из авторов закона сохранения
энергии. Жизненную силу человека после
его работ стали изучать |
38 |
ЭРНСТ ГЕНРИХ ВЕБЕР |
1795-1878 |
Немецкий анатом и физиолог, основоположник научной философии, внесший в нее идею измерений. Изучал тормозящее влияние блуждающих нервов на деятельность сердца. Исследовал физиологию органов чувств. |
39 |
ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР |
1801-1887 |
Немецкий физик, психолог и философ, основатель психофизики. Считал, что вселенная одушевленна и материальное является лишь теневой стороной психического. Установил математическую зависимость между психическим и физическим (психофизика). Закон Фехнера-Вебера: Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. |
40 |
ФРАНЦ КАРНЕЛИС ДОНДЕРС |
1818-1889 |
.Голландский физиолог Ф.Дондерс занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Несколько раньше Г.Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражители и т.п. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. |
КОНЕЦ 19 – НАЧ.20 ВЕКА | |||
41 |
ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ |
1832-1920 |
Немецкий психолог, физиолог, философ. Основатель экспериментальной психологии. Создал первую лабораторию экспериментальной психологии. Определил психологию как науку непосредственного опыта, т.к. изучал ее с помощью экспериментов. В изучении реакции применил количественный метод. |
42 |
ГЕРМАН ЭБИНГАУЗЕР |
1850-1909 |
Немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству и контрасту. Измерил память, ввел коофициент запоминания. |
43 |
ЭДВАРД БРЭДФОРД ТИТЧЕНЕР |
1867-1927 |
Американский психолог, представитель интроспективной психологии, один из основателей структуризма, изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. Придал психологии научный статус, изучал структуру, а не функцию сознания. |
44 |
ФРАНЦ БРЕНТАНО |
1838-1917 |
Австрийский психолог, считал, что родовым признаком психических феноменов является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Делил психику на дескриптивную и генетическую, придавал большое значение при изучении психики -опыту человека. |
45 |
ФРЕНСИС ГАЛЬТОН |
1822-1911 |
Английский психолог, основатель евретики и дифференциальной психологии. В развитии индивида выделял больше психического, при этом большое значение придавал наследственности. Изучая психические процессы внедрил математические методы, в частности статистический. |
46 |
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР |
1820-1903 |
Английский психолог, родоначальник позитивизма, главный представитель эволюционизма. Соединил основные положения позитивизма с эволюционным подходом, распространил их на все проявления психической жизни человека. Считал сознание инструментов приспособления к среде. |
47 |
ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ |
1842-1910 |
Американский психолог. Считал что жизненная ценность сознания уясняется только исходя из эволюционной теории, считающей ее орудием адаптации к среде. Разрабатывал моторно-биологическую концепцию психики, как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективность выживания. Выдвигал положения о целостности и динамике сознания. |
48 |
ДЖОН ДЬЮИ |
1859-1952 |
Американский психолог, развивал представление о том, что сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Функция интеллекта - установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. Опыт – единство субъекта и объекта. |
49 |
АЛЬФРЕД БИНЕ |
1848-1936 |
Французский психолог, специалист в области психологии развития, психометрии, психологии личности и социальной психологии. Создатель первой шкалы интеллекта, один из основателей психометрических тестологических исследований. |
50 |
КАРЛ ШТУМПФ |
1848-1936 |
Немецкий представитель эмпирической психологии восприятия. Считал предметом психологии изучение психический функций или актов (воспринимание, хотение, понимание), отличал их от феноменов в виде форм, ценностей, понятий. Изучение феноменов относил к феномен6ологии. |
51 |
ОСВАЛЬД КЮЛЬПЕ |
1862-1915 |
Немецкий психолог, психологию считал наукой о «фактах опыта», понимая сам опыт как совокупность «чистых» и простейших переживаний (ощущений), ввел метод интроспекции. |
52 |
ЖАНЕ ПЬЕР МАРИ ФЕЛИ |
1859-1947 |
Французский психолог, преимущественной ориентировался на позитивистские воззрения. Суть истерии объяснял своеобразным сужением поля сознания, расщеплением сознания, выпадением части психофизических проявлений из-под контроля сознания. Трактовал психологию как объективную науку о человеческих действиях. Психика – сложная энергетическая система, обладающая определенной степенью психических направлений. |
53 |
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ |
1858-1917 |
Основатель социологической школы. Развил идею о зависимости человеческой психики от культуры, так же сопоставлял развитие психики человека с развитием общества. |
54 |
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ |
1833-1911 |
Немецкий психолог, создатель герменеврического метода. Делил психику на аналитическую (объяснительную) и описательную. Ценность культуры «объективируется» в психике отдельного человека. |
БИХЕВИОРИСТЫ | |||
55 |
ЭДВАРД ЛИ ТОРНДАЙК |
1874-1949 |
Одним из пионеров бихевиористского
движения был Эдвард Торндайк Работы Торндайка
открыли первую главу в летописи бихевиоризма. |
56 |
ДЖОН БРОДЕС УОТСОН |
1878-1958 |
Американский психолог, основоположник бихевиоризма. Поведение – объективно наблюдаемая система реакций организма на внимание и внутренний стимул. Главной формулой восприятия бихевиоризма (S-R). |
57 |
ЭДУАРД ЧЕЙС ТОЛМЕН |
1886-1959 |
Американский психолог, теоретик бихевиоризма, создатель его когнитивного направления. Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальпсихологии и глубинной психологии. Поведение человека построено не по принципу (S-R), а из целостных актов. |
58 |
КЛАРК ЛЕОНАРД ХАЛЛ |
1884-1952 |
Американский психолог, представитель необихевиоризма, автор «гипотетико-дедуктивной» концепции поведения. Организация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимул, но зависит так же от других факторов. Разработал «гипотетико-дедуктивные» методы исследований на основании учения о рефлексах, но важнейшим считал силу навыка. |
59 |
БЕРРЕС ФРЕДЕРИК СКИННЕР |
1904-1990 |
Создатель концепции «оперантного-бихевиоразума», основоположник теории программированного обучения. Закономерности складываются в частоте повторов, а не в индивидуальном отношении. Суть рефлексологии не в изучении рефлексной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. |
60 |
АЛЬБЕРТ БАНДУРА |
1925-1988 |
Автор теории социального научения, центральным местом в инструментальном обуславливании отводил учению, путем наблюдения за образами. Подкрепления рассматривал лишь как подкрепляющий (способствующий) фактор. |
61 |
ДЖУЛИАН РОТТЕР |
р. 1916 |
Американский психолог,
специалист в области клинической
психологии, теоретик социального учения.
Полагал, что существует индивидуальные
различия, зависящие от того, на кого
человек возлагает |
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ | |||
62 |
МАКС ВЕРТГЕЙМЕР |
1880-1943 |
Специалист в
области экспериментальной |
63 |
ВОЛЬФ КЕЛЕР |
1887-1967 |
Он считал, что
обучение ведет к образованию
новой структуры и, следовательно,
к иному восприятию и осознанию
ситуации. В тот момент, когда
явления входят в другую ситуацию,
они приобретают новую функцию.
Это осознание новых сочетаний
и новых функций предметов
и является образованием нового гештальта,
осознание которого составляет суть мышления.
Келер называл этот процесс "переструктурированием
гештальта" и считал, что он происходит
мгновенно и не зависит от прошлого опыта
субъекта. Для того, чтобы подчеркнуть
мгновенный, а не протяженный во времени
характер мышления, Келер дал этому моменту
переструктурирования на звание "инсайт",
т.е. озарение. Как помнит читатель, Бюлер
пришел к сходному выводу, назвав его "ага-переживание". |
64 |
КУРТ КОФКА |
1886-1941 |
Сам процесс психического
развития, с точки зрения гештальт-психологии,
делится на два независимых и параллельных
процесса – созревание и обучение. Один
из основоположников этого направления
Коффка подчеркивал их независимость,
доказывая, что в процессе развития обучение
может опережать созревание, а может отставать
от него, хотя чаще они идут параллельно
друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
Тем не менее, обучение не может ускорить
процесс созревания и дифференциации
гештальтов, процесс созревания не ускоряет
обучение. |
65 |
КУРТ ЛЕВИН |
1890-1947 |
Свою теорию личности
Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии,
дав ей название "теория психологического
поля". Он исходил из того, что личность
живет и развивается в психологическом
поле окружающих ее предметов, каждый
из которых имеет определенный заряд (валентность).
Эксперименты Левина доказывали, что для
каждого человека эта валентность имеет
свой знак, хотя в то же время существуют
такие предметы, которые для всех имеют
одинаково притягательную или отталкивающую
силу. Воздействуя на человека, предметы
вызывают в нем потребности, которые Левин
рассматривал как своего рода энергетические
заряды, вызывающие напряжение человека.
В этом состоянии человек стремится к
разрядке, т.е. удовлетворению потребности. |
66 |
ФРИЦ ФРИДРИХ СОЛОМОН ПЕРЛЗ |
1893-1970 |
Нем. Нейропсихиатр, психоаналитик и гештальттерапевт. Основатель групповой гештальттерапии. Труды: «Опыты по психологии самосознания». |
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |||
67 |
ЗИГМУНД ФРЕЙД |
1856—3939 |
Ни одно психологическое
направление не приобрело столь
широкую известность за пределами
этой науки, как фрейдизм. Это объясняется
влиянием его идей на искусство, литературу,
медицину, антропологию и другие области
науки, связанные с человеком. |
68 |
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ |
1875-1961 |
Юнг считал, что структура
личности состоит из трех частей: коллективного
бессознательного, индивидуального
бессознательного и сознания. Если
индивидуальное бессознательное и
сознание являются чисто личностными,
прижизненными приобретениями, то коллективное
бессознательное – своего рода "память
поколений", то психологическое наследство,
с которым ребенок появляется
на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного
бессознательно го лишь в минимальной
степени формируется личностью и в своей
сущности вообще не является индивидуальным
приобретением. Это бессознательное –
как воздух, которым дышит все и который
не принадлежит никому". |
69 |
АЛЬФРЕД АДЛЕР |
1870-1937 |
Адлер стал основателем
нового, социально-психологического направления.
Именно в развитии этих своих новых
идей он и разошелся с Фрейдом.
Его теория очень мало связана
с классическим психоанализом и
представляет целостную систему
развития личности. |
НЕОФРЕЙДИЗМ | |||
70 |
АННА ФРЕЙД |
1895-1982 |
Австр. психоаналитик, дочь З. Фрейда.Сооснователь детского психоанализа и эгопсихологии. Книги: «Психоанализ для учителей и родителей», «Детсво в норме и патологии», «Интересы ребёнка» «Дети и война» и др. работы по детскому психоанализу. |
71 |
ЭРИК ХОМБУРГЕН ЭРИКСОН |
1902-1994 |
Амер. Психолог и психоаналитик, основатель психоистории, один из основателей эгопсихологии.. Исследовал психологию подводников, занимался терапией «военных неврозов», детской психологией. |
72 |
КАРЕН КЛИМЕНТИНА ХОРНИ |
1885-1952 |
Хорни исходила из того,
что доминирующим в структуре личности
являются не инстинкты агрессии или либидо,
а бессознательное чувство беспокойства,
которое Хорни называет чувством коренной
тревоги. Хорни писала, что оно связано
с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества
и беспомощности в потенциально враждебном
ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется
не только идея Фрейда о значении бессознательного,
но и его мысль об антагонизме между внешним
миром и человеком. |
73 |
ГЕНРИ МЮРРЕЙ |
1893-1988 |
Амер. пс-г.Спец – в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации, поведения, отбора персонала. |
74 |
ГАРИ СТЕК САЛЛИВАН |
1892-1948 |
Свою теорию Салливен
назвал "интерперсональной теорией
психиатрии". В ее основе лежат три принципа,
заимствованные из биологии: принцип коммунального
(общественного) существования, принцип
функциональной активности и принцип
организации. При этом Салливен модифицирует
и соединяет в своей концепции два наиболее
распространенных в США психологических
направления – психоанализ и бихевиоризм. |
75 |
ЭРИХ ФРОММ |
1900-1980 |
Фромм считается наиболее
социально-ориентированным из всех психоаналитиков,
так как для него социальное окружение
являлось не просто условием, но важнейшим
фактором развития личности. При этом,
в отличие от Адлера, который также придавал
большое значение среде, Фромм под средой
понимал не только ближайшее окружение
человека, его семью и близких, но и то
общественное устройство, при котором
он живет. Фромм подчеркивал, что наибольшее
значение для него имели идеи Маркса и
Фрейда, которые он и хотел объединить
в своей теории, особенно в ранний период.
Если от Фрейда он взял идею о доминирующей
роли бессознательного в личности человека,
то от Маркса – мысль о значении социальной
формации для развития психики, а также
идею о развитии отчуждения при капитализме,
понимая под этим психологическое отчуждение,
отчуждение людей друг от друга. |
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |||
76 |
КАРЛ РЭНСОМ РОДЖЕРС |
1902-1990 |
В своей теории личности
Роджерс развернул определенную систему
понятий, в которых люди мо гут создавать
и изменять свои представления о себе,
о своих близких. В этой же системе развертывается
и терапия, помогающая человеку изменить
себя и свои отношения с другими. Как и
для других представителей гуманистической
психологии, идея ценности и уникальности
человеческой личности является центральной
для Роджерса. Он считает, что тот опыт,
который возникает у человека в процессе
жизни, и который он называл "феноменальным
полем", индивидуален и уникален. Этот
мир, создаваемый человеком, может совпадать
или не совпадать с реальной действительностью,
так как не все предметы, входящие в окружающее,
осознаются субъектом. Степень тождественности
этого по ля реальной действительности
Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая
степень конгруэнтности означает: то,
что человек сообщает другим, то, что происходит
вокруг, и то, что он осознает в происходящем,
более или менее совпадают между собой.
Нарушение конгруэнтности приводит к
росту напряженности, тревожности и, в
конечном счете, к невротизации личности.
К невротизации приводит и уход от своей
индивидуальности, отказ от самоактуализации,
которую Роджерс, как и Маслоу, считал
одной из важнейших потребностей личности.
Развивая основы своей терапии, ученый
соединяет в ней идею конгруэнтности с
самоактуализацией. |
77 |
АВРААМ ХАРАЛЬД МАСЛОУ |
1908-1970 |
Абрахам Маслоу окончил
Висконсинский университет, получив степень
доктора психологических наук в 1934 году.
Его собственная теория, которую ученый
выработал к 50-м годам XX века, появилась
на основе детального знакомства с основными
психологическими концепциями, существовавшими
в тот период (как и сама идея о необходимости
формирования третьего пути, третьего
психологического направления, альтернативного
психоанализу и бихевиоризму). |
78 |
ГОРДОН ВИЛЛАРД ОЛПОРТ |
1897-1967 |
Г.Олпорт рассматривал
создаваемую им концепцию личности как
альтернативную механицизму поведенческого
подхода и биологическому, инстинктивному
подходу психоаналитиков. Олпорт возражал
и против переноса фактов, связанных с
больными людьми, невротиками, на психику
здорового человека. Хотя он и начинал
свою карьеру как врач-психотерапевт,
но очень быстро отошел от врачебной практики,
сосредоточившись на экспериментальных
исследованиях здоровых людей. Олпорт
считал необходимым не просто собирать
и описывать наблюдаемые факты, как это
практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать
и объяснять их. "Собирание "голых
фактов" делает психологию всадником
без головы", – писал он и свою задачу
видел не только в разработке способов
исследования личности, но в создании
новых объяснительных принципов личностного
развития. |
79 |
ВИКТОР ЭМИЛЬ ФРАНКЛ |
1905-1997 |
Австр. Психиатр и
психолог экзистенциалистской |
81 |
ПОЛО РИЗ МЭЙ |
1909-1994 |
Амер. психолог и психотерапевт, один из основателей гуманистической психологии. |
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |||
82 |
ЖАН ПИАЖЕ |
1896-1980 |
Швейцарский психолог Жан Пиаже – один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Пиаже. |
83 |
ДЖЕРОМ СЕЙМУР БРУНЕР |
Р.1915- |
Крупнейший америк. специалист в области исследования когнитивных процессов. В рус. переводе: «Ценности и потребности как организующие факторы», «Психология познания» |
СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |||
84 |
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ |
1907-1972 |
Проф., специалист в области пс-гии чувственного познания и речи, дифференциально, возрастной и педагогич. пс-гии, истории и методологии пс-гии. Создатель Ленинградской школы психологии. Создатель «онтопсихологии»-дисциплины, изучающей жизненный путь чел. Монографии: «Очерки психологии» (1945),»Теория ощущений» 1961, «Опроблемах современного человекознания» 1977. |
85 |
БАСОВ МИХ. ЯКОВЛЕВИЧ. |
1892-1931 |
Спец. в области общей психологии и методов пс-го исследования. Проблема закономерностей и движущих сил пс. развития. Работы: «Методика пс-х наблюдений над детьми», «Общ. основы педологии» |
86 |
БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХ. |
1857-1927 |
Рос. Невропатолог, психиатр, физиолог, проф. мед. Автор книг: «Психорефлексология», «роль внушения в общественной жизни», «Гипноз, внушение и психотерапия», «Рефлексология», «Мозг и его деят-ть», «Психика и жизнь». |
87 |
БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ |
1884 - 1941 |
Проф., философ, психолог. Один их лидеров педологии, затем преподавал пс. Организатор Русского психоаналитич. общ-ва .Книги: «Память и мышление», «Очерки детской сексуальности»1935. |
89 |
ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ |
1896-1934 |
.Один из выдающихся
русских психологов и |
90 |
ГАЛЬПЕРИН ПЁТР ЯКОВЛ. |
1902-1988 |
Спец. в обл.теории и методологии пс, истории пс., возрастной и пед. пс-гии, проф. мед. Работы: «Развитие исследований по формированию умственных действий», «Методы обучения и умственное развитие ребёнка», «Проблемы возрастной психологии» |
91 |
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ |
1903-1979 |
А Леонтьев подчеркивал,
что деятельность – особая целостность.
Она включает различные компоненты:
мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать
порознь, они образуют систему. Различие
между деятельностью и |
92 |
ЛОМОВ БОРИС ФЁДОРОВИЧ |
1927-1989 |
Специалист в области общей, инженерной и когнитивной псих., псих. образования, психологии общения. Создатель и глав. ред. «Психологического журнала». Б. внимание уделял проблемам психологии управления, специфике взаимодействия в системе «руководитель-подчинённый», разработке методолого-теоретических проблем пс-кой науки. Труды:: «Психологическая наука и общественная практика» и др. |
93 |
ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ |
1902 - 1977 |
Спец-т в области теории и методологии психологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии. Один из создателей отечественной нейропсихологии. Труды: «Нейропсихология памяти», «основные проблемы нейролингвистики» и др. |
94 |
ПАВЛОВ |
1849 - 1936 |
Росс. физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей научной школы физиологии. Всесторонне исследовал динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения и др.). |
95 |
СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН |
1889 - 1960 |
Основной тематикой
исследований Рубинштейна были проблемы
методологии науки. Опираясь на труды
К. Маркса, он обосновал принцип единства
сознания и деятельности, который
позволил дать новаторскую трактовку
сознания не как внутреннего мира,
познаваемого субъектом только посредством
самонаблюдения, а как высшего
уровня организации психической
деятельности, предполагающего включенность
личности в контекст ее жизненных
связей с объективным миром. |
96 |
ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ |
1829 - 1905 |
Воспринятый Сеченовым
антропологический принцип |
97 |
ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ |
1896-1965 |
Разработал психологическую концепцию способностей и продемонстрировал способы эмпирического анализа и конкретных видах человеческой деят-ти. Создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий чел-ка, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления – дифференциальная психофизиология. |
98 |
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ |
1886-1950 |
Основатель теории установки, как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер. |
99 |
ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ |
1904-1984 |
Занимался проблемами детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Провёл психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребёнка. |
ПСИХОЛОГИЯ БЕЛАРУСИ | |||
100 |
ФУРМАНОВ |
1960 |
Занимался проблемами
педагогической и возрастной психологии,
отмечал, что на направленность поведения
оказывает влияние вся |
101 |
ПАСТУШЕНЯ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ |
1954 |
Занимался психологией в особых условиях – направление криминальная психология, изучал психологию индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния, криминогенную мотивацию и социальную перцепцию в приступном поведении. |
102 |
СИЗАНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ |
1947 |
Главный инспектор управления социальной и воспитательной работы Мин-ва образования, доцент. Сфера научных интересов – формирование психологической культуры личности, подготовка молодёжи к семейной жизни, психология зависимого поведения. |
103 |
КАЛОМИНСКИЙ ЯКОВ ЛЬВОВИЧ |
1934 |
Занимался изучением
возрастной и педагогической социальной
психологии, актуальными социально-психол.
проблемами изучения педагогического
взаимодействия. Сформулировал оригинальную
концепцию педагогического |
104 |
ЯНЧУК ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ |
1954 |
Проблема социальной саморегуляции поведения личности, проблема соотношения психологического научного факта и феноменальности реального социального бытия личности. Автор 130 науч-х работ. |
105 |
РОЖИНА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА |
1935 |
Еёиея: широкий культурный контекст явл. важным условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, включающего множество смысловых связей, открывающих возможность рассматривать научную инф-цию о новых аспектах. Ввела новое направление – «Художественное познание психики чел-ка реципиентом», что повлекло возникновение новой отрасли – практическая психология искусства. |
106 |
БОГОМАЗ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ |
Зав. кафедрой психологии и коррекционной работы ВГУ им. П. М. Машерова. Круг научных интересов: возрастная и пед-кая психология, самосознание личности, профессиональное самоопределение. Публикации: «Самоанализ как условие профессионального самоопределения», «Исследования категории «Я» в современной и зарубежной психологии» и др. |