Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:44, реферат
В наше время множество ученых занимаются изучением человеческой личности. Почему это вызывает у них такой большой ? На мой взгляд, они пытаются понять и распознать через других себя. Для чего? Да для того, чтобы понять поведение личности в различных ситуациях и смысл человеческого существования в целом. Именно в этих целях были предложены различные теории в различных сферах науки.
16
Патнем стал президентом Американской психоаналитической ассоциации, в которую входили и канадские ученые, а Эрнст Джонс, живший в то время в Торонто, стал ее секретарем.
За эти годы выросло и число периодических изданий, посвященных психоанализу. На смену "Листку" в 1913 году пришел официальный журнал Международной психоаналитической ассоциации. Адлер подал в отставку с поста ректора "Листка" еще в первый год его издания, оставив вместо себя Штекеля. Штекель, хотя и обладал блестящим писательским даром и тонким интуитивным чутьем бессознательных процессов, считался тем не менее человеком ненадежным и безответственным. Недовольство Фрейда линией Штекеля и привело к основанию журнала "Zeitschrift", просуществовало до тех пор, пока Гитлер не прикрыл его. Лишь за несколько месяцев до этого Ганс Сакс (1881-1947) и Отто Ранк (1884-1939), два последователя Фрейда из немедицинского круга, основали журнал "Imago", посвященный применению психоанализу в области искусства, литературы, мифологии и антропологии. Эмигрировав впоследствии в Бостон, Сакс основал в 1939 году американское издание "Imago", существующее до сих пор.
17
Однако это энергичное движение вперед сопровождалось рядом конфликтов. Первым из общества вышел Адлер, за ним последовал Юнг. Эти два отступника пошли своим путем по разным причинам. Между Фрейдом и Адлером были теоретические расхождения, однако основной причиной, толкнувшей Адлера на построение системы, радикально отличавшейся от системы Фрейда, стал личный мотив, желание утвердить свое первенство. Фрейд считал, что система Адлера, хотя и ошибочна, обладает все-таки "стройностью и ясностью". Причина выхода Юнга было куда сложнее и, как заметил Фрейд, не столь серьезной в научном плане. В его уходе превалировал культурный фактор. Между венскими психоаналитиками, с одной стороны, и Юнгом и цюрихской группой с другой, существовал антагонизм, хотя Фрейд по-прежнему восхищался Юнгом и даже доверил ему президентство в только что организованной Международной психоаналитической ассоциации. Когда Блейлер покинул ассоциацию, Фрейд даже надеялся, что Юнг разделит с ним руководство психоаналитическим движением.
К сожалению, взгляды Юнга на психологию были окрашены мистическим, эзотерическим тоном; как подметил Абрахам, это было стремление к
"Оккультивизму, мистике, астрологии". [4] Кроме того, обнаружилась все большая склонность Юнга к оппортунизму и компромиссу. Юнг написал Фрейду из Америки, что он успешно преодолевает сопротивление идеям Фрейда, снижая акцент на сексуальную природу неврозов. Фрейд ненавидел уступки в вопросах науки и язвительно ответил, что, если бы он выпустил из теории еще кое-что., оппозиция стала бы еще слабее, а не упоминая о сексуальных теориях вообще, можно и вовсе лишиться всякого сопротивления.
После отступничества Адлера и Юнга психоаналитические исследования продолжила небольшая группа наиболее стойких последователей Фрейда, в основном из Вены и Германии, за исключением венгра Шандора Ференци и Эрнста Джонса (1979-1958). Джонс принес идею, навеянную детскими книгами о Шарлемане и его паладинах. Идея эта сводилась к тому, что следует создать "особо тесную внутреннюю группу доверенных аналитиков, которые во всем стаяли бы за Фрейда и были бы вроде телохранителей". Эта небольшая группа, первоначально включавшая Абрахама, Джонса, Ференци, Ганса Сакса, Отто Ранка, а позднее также Макса Эйтингона, стала известна под именем "Внутренний кружок". Как пишет Джонс,
19
они приняли обязательство того, что, если кто-либо из них "почувствует необходимость высказать взгляды, противоречащие принятому психоаналитическому учению, он обязуется до их опубликования предоставить их на конфиденциальное и глубокое обсуждение со всеми нами". Это было лишь подтверждением приверженности той иерархической структуре, которую предложил Ференци для Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году; несмотря на оправдывающие обстоятельства, вызвавшие к жизни эту структуру внутреннего единства и сделавшие ее мерой необходимой, она все-таки представляла собой контроль над мыслью. К сожалению, эта позиция исключительности сохранялась в психоаналитическом движении все время и до некоторой степени существует и теперь.
История психоаналитического движения раскрывает картину развернутого исторического цикла, когда первые провозвестники новой революционной научной идеи под влиянием упорного, резного сопротивления и злобных нападок своих оппонентов могут постепенно превратиться в консервативных, зачастую догматичных, скорее охранителей, нежели искателей истины.
20
Для пионеров, подвергавшихся постоянным оскорблениям со стороны предвзятых и невежественных оппонентов, внутреннее единство становится важнее всего другого. Они начинают считать злейшими врагами не открытых своих оппонентов, но уклонистов в своей сфере, не выдержавших публичных нападок и непопулярности и готовых пожертвовать теми главными достижениями, которое общество не приемлет из-за их новизны и тревожащей душу сущности. Для истории важен факт, что психоаналитические общества так никогда и не смогли избавиться от этого наследства.
После первой мировой войны психоаналитические общества возобновили свою деятельность в столицах Европы и крупных центрах Соединенных штатов. В станинных европейских центрах продолжилось их активное развитие под руководством выдающихся первопроходцев: Абрахама, Ференци и Джонса. В Берлине Макс Эйтингон, Ганс Сакс, Шандор Радо, Франц Александер (1891-1964), Отто Фенихель (1897-1946), Зигфрид Бернфельд (1892-1953), Карен Хорни (1885-1953) и Феликс Бем внесли свой вклад в организацию первого Психоаналитического учебного института, в котором обучалось много студентов-американцев.
21
Спустя год, в 1920 году, несколько опытных аналитиков, таких как Пауль Федерн (1872-1950), Хелен Дойч, Герман Нунберг, Эдвард Хитшман (1871-1957) и другие, организовали Венский институт. В Лондоне к Эрнсту Джонсу присоединилась группа плодотворно работавших психоаналитиков, среди них монтегю Дэвид Эдер (1866-1936), Эдвар Гловер, Джонс Рикман (1891-1951), Джеймс Стрейчи, Элла Фримен Шарп, Джоан Ривьер и Мелани Клейн. Во Франции в середине 20-х годов, после периода сравнительно малой активности, появилась энергичная группа, которой помогала выдающаяся личность - княгиня Мария Бонапарте. В Голландии лидерами голландской школы стали Ван Дер Эмден, Дж. Х.В. Ван Оппюйзен (1882-1950) и очень одаренный Август Стэрке (1880-1954), а в Италии психоаналитическое общество основал Эдоардо Вайсс. Вскоре Отдельные начинания в этой области стали возникать и в Скандинавских странах, и в Бельгии. В Швейцарии после отступничества Юнга к руководству пришли Филипп Сарасен и преподобный Оскар Пфистер (1873-1956), позднее к ним присоединились Хайнрих Менг и Ганс Цуллигер.
22
Некоторые из психоаналитических обществ организовали свои учебные институты. Преподавание в них велось в основном по системе, принятой в Берлинском институте: теоретические и практические занятия чередовались с обязательным личным психоанализом. Первым официальным педагогом по психоанализу был Ганс Сакс, назначенный Берлинским институтом в 1921 году; Франц Александер первым защитил ученую степень по психоанализу. Во всех учебных центрах были образованы комиссии по отбору претендентов и анализу их личности с целью выбора наиболее способных к психоанализу. Большинство из нынешних институтов психоанализа Соединенных Штатов следуют берлинскому образцу обучения. После Нью-Йорка и Чикаго появились учебные центры и в Филадельфии, Бостоне, Детройте, Топике, Сан-Франциско, а позднее в Вашинктоне, Лос-Анжелесе, Сиэтле, Денвере, Новом Орлеане. Организационное оформление психоаналитической доктрины было в полном разгаре к концу второй мировой войны. Случаи психических заболеваний во время войны давали колоссальный простор для исследований, и многие врачи заинтересовались тогда психиатрией. В Соединенных Штатах влияние психоанализа было огромным,
23
так как здесь не было столь резко, как в Европе, водораздела с академической психиатрией. А.А. Брил, первым переводивший работы Фрейда на английский язык, пользовался в академической среде огромным уважением. А Смит Элай Джелиффе (1866-1945), нью-йоркской невропатолог и психоневролог, и Уильям Алансон Уайт (1870-1937) из вашингтонского госпиталя Св. Елизаветы внесли большой вклад в преодоление разногласий между психоаналитиками и психиатрами из университетских кругов. [5]
Американская психоаналитическая ассоциация тоже стремилась к централизации. С момента зарождения психоаналитического движения его руководители чувствовали, что задачей ассоциации должны быть строгий контроль и руководство подготовкой психоаналитиков. По старой традиции, заложенной еще Нюрнбергским конгрессом в 1910 году, эта задача была доведена центральным комитетам. Однако, когда психоанализ проник на университетские факультеты психиатрии, возникла проблема увязывания психоанализа со всей учебной программой по психиатрии.
24
История психоанализа в России.
С начала 10 и вплоть до 30-х годов психоанализ был одной из важных составляющих русской интеллектуальной жизни. В многоцветной мозаике быстро развивавшейся культуры необычные идеи Зигмунда Фрейда воспринимались быстро и без того ожесточенного сопротивления, которое они встречали на западе. В годы, предшествовавшие, Первой мировой войне, психоанализ был известен в России более, чем во Франции и даже, по некоторым сведениям, в Германии. В России, писал Фрейд в 1912 году, "началась, кажется, подлинная эпидемия психоанализа". [6]
Известная русская "тоска по мировой культуре" находила естественное удовлетворение в те времена, когда О. Мандельштам и Б. Пастернак, В. Иванов и А. Белый, Н. Евреинов и С. Дягитев, И. Ильин и Л. Шестов, Л. Андреас-Саломе и С. Шпильрейн годами жили, учились и работали за границей (уже следующее российское поколение будет лишено этой роскоши уезжать и возвращаться домой). Сегодня трудно даже представить на сколько тесно интеллигенция тех лет была связана с интеллектуальной жизнью Европы, на сколько доступны были для выходцев из российский столиц и столичных местечек
25
лучшие университеты, салоны и клиники Германии и Франции, Австрии и Швейцарии.
Возвращаясь домой, молодые аналитики находили в обществе, с небывалой быстротой освобождавшемся от старых зависимостей, заинтересованную клиентуру. Первые русские психоаналитики занимали престижные позиции в медицинском мире, были тесно связаны с литературными и политическими кругами, имели свой журнал, университетскую клинику, санаторий и шли к институциализации психоанализа по лучшим европейским образцам. Среди их пациентов были и выдающиеся деятели "серебряного века". Психоанализ, который в 10-е годы проходил Эмилий Метнер и Иван Ильин, был одной из подспудных причин раскола в символизме, повлиявшего на судьбу и творчество его лидеров. Под влиянием многочисленных переводов Фрейда в языке русских интеллектуалов, от В. Иванова до К. Станиславского, распространяется слово "подсознание" (специфическое для психоанализа в отличие от более старого слова "бессознательное").
История психоанализа полна удивительными выходцами из России, которые стали выдающимися фигурами психоаналитического движения.
Блестящая и космополитическая Лу Андерс-Саломе, психоаналитик и близкий друг Фрейда, была одной из самых ярких звезд общеевропейской культуры модерна и сохраняла при этом в своем творчестве отчетливые влияния русской филисофии. Макс Эйтингон, ближайший ученик Фрейда, в течении многих лет возглавлял Международную Психоаналитическую ассоциацию, финансируя ее мероприятия деньгами, которые контролировались правительством большевиков. Сабина Шпильрейн, самая романтическая фигура в истории психоанализа, вернулась в 1923 году в Россию, чтобы внести вклад в строительство утопии, и прожила вторую половину своей жизни в нищете, одиночестве и страхе…
Эти и другие выходцы их России, сохранившие разнообразные связи со своей страной и нередко в нее возвращавшиеся, составляли нужную часть окружения Фрейда и его первых учеников. Аналитики Вены, Цюриха и Берлина годами вели богатых русских пациентов. Как и в других европейских странах, в России в 10-20-е годы начала формироваться собственная психоаналитическая традиция. Николай Осипов, Моисей Вульф, Татьяна Розенталь, Михаил Асатиани, Леонид Дрознес были психоаналитиками,
27
которые обучались или консультировались у самого Фрейда, Юнга или Абрахама; все они вернулись в Россию до революции, чтобы начать активную работу в качестве практиков и популяризаторов психоанализа.
Дальнейшая их судьба была различной. Розенталь покончил с собой в 1921 году. Асатиани отказался от психоанализа, и имя его носит Институт психиатрии в Тбилиси. Осипов и Вульф вновь, и навсегда, уехали на Запад в 20-х. Вульф вместе с Эйтингоном положил начало психоанализу в Израиле. В Праге Осипов со своим учеником Федором Досужковым основал местное психоаналитическое движение, так что и сейчас психоанализ в Чехословакии ведет преемственность от русских аналитиков. В самой России следующее поколение психоаналитиков, которое на Западе вошло в силу в конце 20-х годов, реализоваться не сумело.
Фрейд внимательно, сначала с надеждой, потом со страхом и, наконец, отчаянием и отвращением следил за развитием событий в Советской России. Он, впрочем, стремился опровергнуть легко возникающее впечатление, что его "Будущее одной иллюзии", как и другие социологические работы 20-х годов, вызваны к жизни советским опытом:
"Я не собираюсь проводить оценку того огромного культурного эксперимента, который в настоящее время совершается на обширных пространствах между Европой и Азией", - писал Фрейд в 1927 году. Но уже через три года он признавался С. Цвейгу, что происходящее на этих пространствах заботит его как личная проблема: "Советский эксперимент… лишил нас надежды и иллюзии, не дав ничего взамен. Все мы движемся к тяжелым временам… Я сожалею о своих семи внуках". Среди тех, с кем Фрейд обсуждал русские проблемы на протяжении десятилетий, был его пациент и соавтор Уильям Буллит, первый Посол США в СССР. Он оставил свой характерный след в "Мастере и Маргарите"№ и, неожиданные взаимопересечения судеб Фрейда, Буллита и Михаила Булгакова позволяют по-новому прочесть этот роман.
Информация о работе История развития теории и практики психоанализа