Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа
Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся огромный материальный ущерб государству. Факт в том, что до 15 века пожар считался большим тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, говорит о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров.
1. Проблема централизованного управления пожарной охраны Российской империи 3
1.1. Становление и первые упоминания о пожарной охране на Руси. 3
1.2. Пожарная охрана эпохи Петра
I 4
1.3. Пожарная охрана (команда) – 19 век. 4
2. Совершенствование технического оснащения и вооружения городских пожарных команд. 4
2.1. Предпосылки оснащения и изобретения пожарно-технического оборудования 4
2.2. Пожарные насосы и рукава. 4
2.3. Противопожарное водоснабжение. 4
2.4. ПТВ (Пожарно-техническое вооружение) 4
3. История становления и развития Уральского института ГПС МЧС РФ 4
3.1. История развития Уральского института ГПС МЧС РФ.. 4
3.2. Уральский институт ГПС МЧС РФ – сегодня. 4
Список литературы.. 4
Уже на
первом съезде в числе докладов фигурировали
такие: «О значении химического тушения
огня», «Замена нынешних крестьянских
построек огнеупорными», «О безопасности
устройства в противопожарном отношении
театров», «Опустошительность пожаров
в зависимости от влажности воздуха»,
«О противопожарных обществах», «О необходимости
солидарности всех пожарных команд в России»
и т. д. Труды съезда были изданы. Организационный
комитет Всероссийской пожарной выставки
объявил «конкурс на составление сочинений»,
которые характеризовались как «общедоступное
руководство для борьбы с огнем».
Хотя многие предложения, принятые на
этих съездах, не получили поддержки у
властей, тем не менее, обсуждение вопросов
пожарного дела на съездах и выработка
предложений по его улучшению имели положительное
значение. Помимо чисто деловых и практических
задач эти съезды преследовали цель пробудить
интерес публики, привлечь внимание общественности.
С аналогичными целями был проведен в
Петербурге и
VI
Международный конгресс пожарных, позволивший,
в частности, сравнить состояние пожарного
дела в России и европейских странах, что
послужило определенным толчком к совершенствованию
пожарной техники и пересмотру пожарного
законодательства в России.
Благодаря усилиям общества в октябре
1906 г. были открыты в Петербурге Курсы
пожарных техников. Впервые за всю историю
борьбы с огнем в России в городах появились
технически подготовленные пожарные работники.
Они возглавили на местах пожарные организации,
способствовали их укреплению и развитию,
стали пропагандистами передовых научных
идей в пожарном деле.
Определенную
роль в предупреждении пожаров и развитии
пожарной техники сыграл организованный
в 1895 г. из членов Главного Совета общества
Технический комитет, в который входили
видные деятели науки и техники, известные
в России архитекторы, инженеры-строители,
технологи, механики и др. (И. С. Китнер,
Г. М. Турчинович, А. А. Пресс, С. В. Беляев
и др.).
Члены
технического комитета входили в состав
ряда постоянных комиссий, например, комиссии
по изысканию мер пожарной безопасности
в фабрично-заводских и общественных зданиях,
на транспорте, на лесных, торфяных и нефтяных
разработках и промыслах, комиссии по
сельскому огнестойкому строительству,
по технике огнетушения и т. д. Результаты
работы этих комиссий были обобщены и
некоторые даже опубликованы.
Технический комитет рассматривал вопросы
пожарного дела и по ним давал рекомендации
и советы, выполнял ряд поручений по осмотру
промышленных и общественных зданий и
сооружений для определения противопожарных
мероприятий, проводил отдельные испытания
на огнестойкость строительных материалов
и частей зданий, а также испытания систем,
приборов, предметов пожарной техники
и дал путевку в жизнь таким новшёствам
пожарной техники как распылитель водяной
струи, химическая пена, пенные огнетушители
и пеногенераторы, системы пожарного водоснабжения,
отечественные конструкции спринклеров
и устройств пожарной сигнализации. По
его инициативе были организованы конкурсы
по различным направлениям пожарной безопасности,
давшие определенный толчок массовому
творчеству и сравнительно неплохие конечные
результаты, которые постепенно претворялись
в жизнь.
В одной из статей князь А.Д. Львов писал:
«Пожары для простого народа остаются
настоящим бедствием. Частные состоятельные
лица страхуют свое имущество от огня
в различных страховых обществах, подчас
даже свыше его действительной стоимости,
крестьяне же в громадном большинстве
случаев, уплачивая обязательные страховые
платежи, получают пожарное вознаграждение
всегда ниже его действительности. Обыватели
окраин городских поселений, не имея возможности
страховать свое имущество, несут такие
потери, какие равносильны их полному
разорению».
Результатом внутренней борьбы у него в этот критический момент для судьбы пожарного дела родилось желание добиться общего внимания к пожарному делу. Первый толчок к повороту его истории на лучший путь дала блестящая инициатива князя Александра Дмитриевича Львова по устройству (впервые на Руси) специальной выставки.
Благая инициатива князя упала на доброе поле и не замедлила дать блестящие всходы: 23 мая 1892 г., ровно через год «после высочайшего соизволения», пожарно-техническая выставка была уже открыта. В этот памятный день созрела новая инициатива: «организовать наряду с Пожарною выставкою первый съезд русских деятелей по пожарному и страховому делу для разрешения многих существенных вопросов о мерах борьбы с огнем». На следующий день, 24 мая, уже последовало «высочайшее соизволение» и на эту инициативу.
Князь
А. Д. Львов входит в состав администрации
1-го съезда, день открытия которого прогрессивные
пожарные деятели назовут «днем рождения
культуры в пожарном деле России».
Надо заметить, что до 8-го съезда (1917
г.) Российское пожарное общество носило
название Императорского. Это название
появилось, когда князь Львов передал
уже апробированный устав общества на
доклад Николаю
II и на подлиннике появилась знаменательная
надпись: «Государь Император устав сей
рассматривать и высочайше утвердить
соизволил, в Петергофе, в 8-й день июня
1901 г.». Будучи Императорским, тем не менее
общество не получало материальной поддержки
от правительства. Оно по-прежнему оставалось
самостоятельной общественной организацией,
действующей в рамках уставных положений
исключительно на собственные средства.
Однако основная заслуга Львова как
председателя Совета Императорского Российского
пожарного общества заключается в создании
широкой сети пожарных команд и дружин,
которые охраняли основную массу уездных
центров, селений России, что делало их
авторитетными среди населения и в правительственных
кругах. Подтверждением этому является
факт награждения всех членов Российского
пожарного общества нагрудной медалью,
выпущенной в честь 300-летия Дома Романовых,
хотя ни одна другая
общественная организация империи этой
чести не удостоилась.
К началу первой мировой войны под эгидой
Пожарного общества находилось 3600 команд
(дружин) объединявших более 40 000 чел. (В
первый год своего существования Общество
объединяло только 70 местных
организаций.) Каждая команда и дружина
располагала отапливаемым депо, конным
пожарным обозом, заливными трубами ручного
действия, а все добровольцы-«охотники»
обеспечивались форменной одеждой, касками,
сапогами и добротными брезентовыми боевками.
Создание
в стране разветвленной сети пожарных
организаций является основной заслугой
Российского пожарного общества. Показательно,
что оно силами пожарных команд и дружин
обеспечивало охрану от пожаров жилищ
беднейшей части населения страны, заводского
и фабричного люда, крестьянских хозяйств.
2. Совершенствование технического оснащения и вооружения городских пожарных команд.
2.1. Предпосылки оснащения и изобретения пожарно-технического оборудования.
Борьба с огнем, начавшаяся много тысячелетий
назад, не сразу вызвала потребность в
специальных технических средствах для
тушения пожаров. Вначале люди сравнительно
просто обходились тем, что оказывалось
под рукой. В ход шли секиры и копья, лопаты
и топоры, ведра и бердыши... Вода, земля,
песок – вот, в сущности, те огнегасительные
средства, что прошли с человеком весь
многовековой путь борьбы с пожарами.
Но чем активнее становилось развитие
цивилизации, тем больше, хотя внешне и
незаметно, менял свою сущность и пожар.
Он уже не поддавался подручным средствам,
огрызался на воду, вылезал из-под земли,
разбрасывал искры и головни на сотни
метров, превращаясь, порой в настоящие
огненные бури.
Изменения и усложнения промышленной
технологии, характера планировки городов
и селений, конструктивных решений зданий
и сооружений в сочетании с возрастающей
агрессивностью огня привели к совершенствованию
огнегасительной техники, созданию новых
средств к огнетушению, разработке особых
тактических приемов борьбы с огнем.
В летописях содержатся неясные упоминания
об орудиях, которыми пользовались наши
предки при тушении пожаров, однако установить
более или менее достоверно, что это были
за орудия, не представляется возможным.
Указания на это, в частности, относятся
к периоду похода Олега к Царьграду, в
Византию (906 г.). И лишь в
1626 г. находим совершенно определенное
упоминание о пожарных «водоливных трубах»
в России. Не очень понятно, что именно
подразумевалось под «водоотливными трубами».
Надо
думать, это были весьма примитивные орудия
для борьбы с огнем, хотя его название
содержит намек на будущую механизацию
и автоматизацию.
2.2. Пожарные насосы и рукава.
В 1672 г. в Голландии изобретают насос
усовершенствованной конструкции. Это
изобретение связано с именем Яна ван
дер Гейде. Он заменил в насосе неудобную
поворотную шейку, через год Гейде получил
должность брандмейстера в Амстердаме,
основал фабрику пожарных насосов (труб)
и настойчиво пропагандировал новый механизм
для тушения пожара. Будучи хорошим художником,
Ян ван дер Гейде в 1690 г. издал книгу с собственными
великолепно выполненными рисунками,
наглядно показывающими преимущества
пожарных рукавов. Первые пожарные рукава
шились из парусины, позже – из кожи с
металлическими заклепками. Такие рукава
применялись вплоть до 1822 года. Первые
пожарные рукава были тяжелыми, неудобными
в обращении, пропускали воду через не
плотности швов. В 1822 г. мелкие ремесленники
братья Бурбах в деревне Герзельгау (Германия)
изготовили на кустарном ткацком станке
пожарный рукав без шва, но это новшество
было освоено промышленностью лишь в середине
XIXв.
При наличии пожарного рукава от насоса
воду можно было подавать в огонь на значительное
расстояние, тогда как при прежней конструкции
получали компактную струю воды длиной
не более 10 – 12 шагов.
Этот
насос признали надежным механизированным
средством тушения пожаров. В
конце
XVII–начале XVIIIвв. было уже три вида
таких насосов: большой, средний
и малый.
Неизвестный изобретатель снабдил в
1724 г. пожарную трубу гибким всасывающим
рукавом, что сделало возможным при пожаре
забирать воду с открытых водоемов, позволив
отказаться от громоздких заливных ящиков,
куда вода подносилась ведрами или доставлялась
в пожарных бочках.
При помощи двухцилиндровых насосов можно
было подавать воду на расстояние 60 метров
и заливать очаги горения водяными компактными
струями. В России такие насосы стали называть
так же, как и отечественные, примитивные,
«заливными пожарными трубами». Они были
трех видов: большие, средние и малые. Производительность
большой трубы – 18 ведер в 1 мин.,
средней – 15 ведер в 1 мин., малой – 12 ведер
в 1 мин. (соответственно 216, 180 и 144 литра
в 1 мин.). К большой и средней трубам полагались
рукава длиной 40 м, к малой – длиной 16 м.
Вплоть до изобретения парового насоса
в 1829 году ручная пожарная водо-заливная
труба была основным техническим средством
тушения пожаров.
Первые неуклюжие, тяжелые водяные насосы
ручного действия, как уже отмечалось
ранее, были изобретены греческим ученым-механиком
Ктесибием, жившим в Александрии во
II–Iвв. до н. э. В дальнейшем это изобретение
было забыто, и только в 1518 г. в Аугсбурге
(Германия) золотых дел мастер Антон Платнер
сконструировал пожарный насос, подобный
машине Ктесибия. Видимо, эти насосы немцы
выпускали в 1626 г. Их-то и закупала тогда
Россия. В начале XVIIIв. немецким насосам
предпочли усовершенствованные голландские
с гибкими пожарными рукавами, сшитыми
из парусины, а впоследствии из кожи, и
снабженными медными брандспойтами (стволами).
По свидетельству очевидцев эти насосы
успешно способствовали
предотвращению огня. Так, А. Д. Меньшиков
в своем письме к адмиралу Апраксину по
поводу большого пожара, возникшего 28
июня 1710 г. на Петроградской стороне, писал:
«...вчерашнего числа после полудни в 11
часу загорелось при Санкт-Питербурху
на рынке, и все ряды против города без
остатка выгорели». Хорошо, что ветер был
не в сторону площади, а если бы он дул
на город, «то бы не без великой было бы
напасти, понеже и так через великую силу
ворота и мост, а наипаче корабли насилу
устояли, ибо ворота трижды загорались
и ежели бы не ускорили привезти заливных
труб, то не без трудности было». 13 ноября
1718 г. выходит петровский Указ о постройке
плашкоутов (грузовое мелкосидящее судно)
и установке на них брандспойтов для тушения
речных пожаров. Про эти плашкоуты сообщает
автор «Описания» Петербурга 1720 г., который
пишет, что в морском канале перед Петербургом
он видел «несколько судов с насосами,
которые вгоняют воду в длинный кожаный
рукав, длиною в несколько сажен и снабженный
на конце металлическим шприцем (51кашка),
из которого вода брызжет в сторону в какую
его направят».
Все типы кораблей снабжались необходимыми
пожарными инструментами. На двухпалубных
кораблях полагалось иметь в наличии 12
кожаных ведер, столько же топоров и швабр,
а на трехпалубных – по 18
единиц каждого наименования. На всех
инструментах положено было ставить клеймо
корабля.
Эти и другие меры готовности жителей
города к внезапным пожарам способствовали
успешной борьбе с огнем. В «Описании»
Петербурга 1717 г. иностранный автор отмечает:
«Удивительно, что, хотя весь город построен
из дерева и крыши домов покрыты тонкой
щепой, которая легко загорается, тем не
менее, редко сгорает больше двух домов,
как бы плотно они ни стояли друг к другу,
ибо (для предохранения) от огня принимаются
такие хорошие меры предосторожности,
что можно не опасаться больших убытков.
Эти меры предосторожности следующие:
во-первых, на башнях днем и ночью выставляется
стража, которая, как скоро увидит пожар,
ударяет на особый манер в колокол, этому
звону вторят на других колокольнях, и
тотчас же во всем городе поднимается
пожарная тревога».
Однако, несмотря на лестные отзывы иностранцев,
с вопросом о готовности города к внезапным
пожарам дело обстояло не очень-то благополучно.
Если на Адмиралтейском острове было уже
начато создание нечто вроде пожарной
постоянной команды, имелись в наличии
пожарные трубы и другое противопожарное
оборудование, то в остальных частях города
дела обстояли гораздо хуже – там не было
ни пожарной команды, ни труб. 18 марта 1721
г. генерал-полицеймейстер Девиер обратился
в Сенат с «доношением» о некотором упорядочении
пожарного дела в столице. Девиер писал,
что имеющиеся в Адмиралтействе «пожарные
заливные трубы медные с рукавами» невозможно
быстро подвозить на другие острова в
случае возникновения там пожара; поэтому
на каждом острове следует иметь по одной
такой трубе, а всего 4, которые будут выписаны
из Голландии (по 400 рублей за штуку, а всего
1600 рубли). Сенат утвердил это предложение.
В этом же году трубы были закуплены, и
Петр подписал Указ, по которому на «каждом
острове быть по одной трубе с рукавами».
Впоследствии такие трубы закуплены для
царских дворцов, правительственных учреждений,
военно-морского флота и полковой гвардии.
Но труб было по-прежнему мало. Кроме того,
возникла необходимость «ввоза» в Россию
не только заливных труб, но и «трубных
мастеров». Эти мастера сначала обеспечивали
только уход за ввозимыми трубами, который
обходился весьма дорого. Затем они изготовляли
эти трубы непосредственно в России, продавая
их по более выгодной цене. Назрела необходимость
изготовления отечественных насосов и
подготовки своих мастеров. В 1724 г. русский
предприниматель Шапошников создает завод
по производству таких насосов. Сознавая
важность технических средств борьбы
с огнем, Петр лично занимается испытанием
нескольких пожарных «огнегасительных
труб». Он думает о покупке секрета, как
пожарные рукава делать. Вместе с ним работают
Я. Батищев, И. Посошков, А. Нартов и другие
выдающиеся русские механики. Среди бумаг
Петра сохранились рисунки, на одном из
которых изображена «огнегасительная
бочка». Царь готовился к испытаниям нового
способа тушения пожаров с помощью взрыва.
Спустя 200 лет его метод будет опробован
при тушении пожаров газонефтяных фонтанов
в Баку.
2.3. Противопожарное водоснабжение.
Большое внимание Петр уделял обеспечению
Санкт-Петербурга пожарным водоснабжением.
За короткое время между 1715 и 1722 гг. были
прорыты каналы, общая длина которых исчислялась
многими верстами. Каналы вокруг Адмиралтейства,
Галерного двора и Партикулярной верфи
создали водное окружение вокруг огнеопасных
и важных в военном отношении объектов.
Но в ряде районов с пожарным водоснабжением
дела обстояли все же неблагополучно,
что существенно влияло на исход борьбы
с огнем. Так, 20 июня 1723 г.
в результате отсутствия близких источников
воды не удалось потушить пожар на Васильевском
острове. В Указе Петра говорилось: «А
для заливания оного пожару кроме реки
и проливу близости воды нет, почему в
скорости пожар нельзя было утушить».
Чтобы избежать подобных случаев в дальнейшем,
этим Указом предписывалось в течение
одного месяца выкопать силами жителей
несколько прудов и колодцев на тех местах,
где предполагалось проводить в будущем
каналы. Одновременно во всех частях города
предусматривалось разместить «паруса,
щиты, заливные трубы и крюки, и вилы, и
что надлежит для охранения от оного случая».
Проблема противопожарного водоснабжения
была блестяще решена только в конце 19
века инженером Н.П. Зиминым – создателем
системы противопожарного водопровода.
По проекту Н.П. Зимина в 1892 году был сооружен
Мытищинский водопровод протяженностью
110 километров, а чуть ранее – Самарский
водопровод. По его же проектам были сооружены
хозяйственно-противопожарные водопроводы
в Царицыне, Рыбинске, Тобольске, на Всероссийской
выставке в Нижнем Новгороде.
Н.П. Зимин определил необходимые размеры
водопроводных труб, разработал типы задвижек,
пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит
изобретение пожарного гидранта.
Информация о работе История становления и развития Уральского института ГПС МЧС РФ