Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:22, реферат
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:
1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,
б) их намерения и мотивы,
в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».
3.
Наличие уже сформированных стереотипов,
в соответствии с которыми наблюдаемые
люди заранее относятся к определенной
категории и формируется установка, направляющая
внимание на поиск связанных с ней черт.
Например: «Все мальчишки грубы», «Все
девчонки неискренни».
4.
Стремление делать преждевременные заключения
о личности оцениваемого человека до того,
как о нем получена исчерпывающая и достоверная
информация. Некоторые люди, к
примеру, имеют «готовое» суждение о человеке
сразу же после того, как в первый раз повстречали
или увидели его.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
6.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках
людей, происходящих по естественным причинам
со временем. Имеется в виду тот случай,
когда однажды высказанные суждение и
мне
ние о человеке не меняются, несмотря на
то, что накапливается новая информация
о нем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аликеева Н.П.
Психологический климат в
2. Алокринский Б.С. Общение и его проблемы. – М.: Знание, 1982.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Издательство МГУ, 1982.
4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб, Речь, 2001.
5. Гулевич О.А., Онучин А.М. Изучение объектов межгруппового воспитания. // Вопросы психологии. - № 3. – 2002.
6. Гуревич К.М., Раевский А.А. Личность как объект психологической диагностики. // Психологический журнал. – 2001. - № 5.
7. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Издательство Моск. института, 1989.
8. Коллектив и личность. / Под ред. Д.А. Костракова - М: Наука, 1975.
9. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
10. Личность и группа. (Опыт социально-психологического исследования). / Под ред. А. С. Кулагина. – Л., 1971.
11. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Издательство МГУ, 1981.
12. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М.: Владос, 2002.
13. Обозов А.Н. Межличностные отношения. – М.: Издательство ЛГУ, 1979.
14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.
15. Робер М.А., Тильман
Ф. Психология индивида и группы. / Пер.
с фр. Е.Ф. Машковой. – М.: Прогресс, 1988.