ЭРГОНОМИКА
Программа курса
для студентов всех форм обучения
специальность 0602 - экономика труда
специальность
0204 - психология
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания для студентов
специальности «экономика и социология
труда» разработаны в соответствии
с рабочей программой, утвержденной советом
академии. Первый раздел посвящен вопросам
физиологии и психологии труда.
По каждой из тем методических
указаний приводятся вопросы для
самопроверки.
Курс «физиологии и
психологии труда» предшествует изучению таких дисциплин как
«нормирование труда», «Организация развития
предприятия», «Экономика труда», «Социология
труда», и является предпосылкой для их
успешного освоения.
Цель дисциплины –
дать минимум теоретических и
практических знаний о жизнедеятельности человека – главной
производительной силы общества, об изменениях
дееспособности и работоспособности людей
под воздействием различных производственных
и социальных факторов.
Будущие специалисты
в области экономики и социологии
труда должны иметь общие представления о психофизиологической
сущности процесса труда, основных требований
к его организации с точки зрения физиологии
и эмоционального воздействия производственной
обстановки на человека.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины.
Целью преподавания
дисциплины "Гигиены труда'
(составной части эргономики) является
ознакомление студентов с теорией
и практикой работы по созданию здоровых,
благоприятных условий труда и исключению
неблагоприятного воздействия
производственных вредностей на организм
работающих.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
Задачи изучения
дисциплины вытекают из того, что разработка
и внедрение оздоровительных
мероприятий в организацию и условия
труда обеспечивают его максимальную
производительность, и отсутствие
вредного влияния на здоровье работающих.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение
которых необходимо для изучения
данной дисциплины.
Изучение курса "Гигиена труда" возможно после
изучения дисциплины "Физиология
и психология труда" и общебиологических
предметов преподаваемых в средней школе,
и предшествуют изучению дисциплин "Нормирование
труда", "Экономика труда", "Социология
труда" и являются предпосылкой их успешного
усвоения.
2.. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Наименование тем, их содержание.
1. Предмет, содержание
и задачи курса.
1.1. Определение
предмета курса и его места
в системе специальных дисциплин,
изучаемых экономистами по труду. Охрана труда
как один из основных принципов его организации.
Производственная санитария –составная
часть условий труда.
1.2. Содержание
курса: гигиена и охрана труда,
безопасность выполнения работ,
создание благоприятной производственной обстановки, профилактика профессиональной
и производственно обусловленной заболеваемости.
1.3. Задачи
курса: технические, экологические,
организационно-экономические, психофизиологические
и социальные. Основные этапы
становления и развития Российской
системы охраны труда. Связь курса
с другими научными дисциплинами: технологией
важнейших отраслей промышленности, организацией
производства труда и управления, трудовым
правом экономикой труда, социологией
и физиологией труда.
1.4. Значение
курса «Гигиена труда» для подготовки экономистов
по труду.
2. Условия труда
2.1. Вредные производственные
(профессиональные) факторы, их
классификация, характеристика. Профессиональные
болезни, причины их возникновения, общие
меры борьбы с ними.
2.2. Условия труда их характе ристика, классификация.
Количественная интегральная оценка условий
труда.
2.3. Влияние условий
труда на его эффективность.
2.4. Пути повышения
производительности труда за счет улучшения
его условий.
3. Санитарные
нормы, их разработка и применение.
3.1. Санитарные
нормы, их виды и классификация.
Использование предельно-допустимых
норм при анализе условий труда и разработке
планов их дальнейшего улучшения.
3.2. Государственный и
общественный надзор за охраной
и условиями труда
4. Микроклимат на производстве
4.1. Микроклиматические условия
труда на рабочих местах и
их влияние на работающего
человека. Меры защиты и профилактики.
5. Производственное
излучение
5.1. Электромагнитные
поля радиочастотного диапазона.
Источники излучения; влияние на работающего человека; оздоровительные
мероприятия. Лазерное оптическое излучение,
его влияние на работающего человека;
меры защиты.
5.2. Ионизирующие излучения:
применение в народном хозяйстве; источники
генерации; воздействие на работающего
человека. Меры профилактики поражений.
6.Производственная пыль
6.1. Производственная
пыль, действие на организм; профилактика
пылевых заболеваний.
7. Волновые явления
в промышленности.
7.1. Производственный
шум, его влияние на работающего
человека, меры борьбы с ним.
7.2. Промышленная вибрация,
ультразвук и инфразвук, их
воздействие на работающего человека,
меры профилактики.
8. Промышленные яды
и отравления.
8.1. Классификация ядов. Пути поступления
и судьба ядов в организме.
Факторы, определя- щие воздействие
ядов на организм. Общие меры борьбы с
профессиональными заболеваниями
9. Заболеваемость и
травматизм на производстве.
9.1. Заболеваемость
работающих и меры по ее
профилактике.
9.2. Производственный
травматизм, его причины и меры
борьбы с ним.
10. Производственная вентиляция.
10.1. Естественная
и механическая вентиляция; способы
ее организации и контроль
за эффективностью. Производственное
освещение.
11.1. Естественное
и искусственное освещение; системы
роизводственного освещения.
Примерный перечень практических
занятий.
Определение параметров
микроклимата с помощью специальных
приборов. Его оценка по ГОСТам и САНнормам.
Разработка мер профилактики.
Определение параметров
производственного шума при помощи
специального оборудования. Профилактические меры.
Определение параметров
вибрации с помощью специальных
приборов.
Определение производственного
освещения при помощи специального
оборудования. Оценка по ГОСТам и САНнормам.
Разработка мер рационализации освещения.
Промышленная
пыль; определение ее концентрации размеров
с помощью специальных приборов.
Определение содержания
производственных ядов в воздухе
рабочей зоны при помощи специального
оборудования.
Определение эффективности
производственной вентиляции с помощью
специальных приборов.
Определение интегральной оценки
условий труда на рабочих местах различных
производств при помощи специального
оборудования. Определение мер компенсации
за неблагоприятные условия труда. Определение
потребности в индивидуальныхсредствах
защиты.
Исследование взаимосвязи заболеваемости
и производственного травматизма с условиями
труда на отдельных производствах
Исследование производственных
излучений при помощи специального
оборудования.
3.1. Основная литература:
1. Денисенко
Г.Ф. Охрана труда. Учебное пособие. М. :Высшая школа. 1985.
2. Каспаров А.А.
Гигиена труда. М. Медицина. 1988.
3.2. Дополнительная литература:
1. Алексеев С.В.
Усенко В.Г. Гигиена труда. М.:
Медицина, 1983.
2. Руководство
по гигиене труда. Т.1, Т 2. /Под
ред. Измерова Н.Ф. М.: Медицина. 1987.
3. СН 245-71. Санитарные нормы
проектирования промышленных предприятий.
М.: Строиздат, 1972.
4. Ширшков А.И.
Охрана труда в геологии. М.
Недра, 1990.
Вопросы для самопроверки
- Производственная обстановка, ее влияние на работоспособность, трудоспособность, эффективность труда и здоровье человека.
- Показатели оценки состояния производственной обстановки.
- Влияние уровня содержательности труда и «социального климата» в коллективе на величину энергозатрат человека, производительность его труда и удовлетворенность работой.
- Эстетика на производстве как средство совершенствования производственной обстановки.
- Значение рациональных режимов труда и отдыха для профилактики развития утомления и особенности их проектирования для работ различной степени тяжести.
Тема 10. Гигиена труда
и производственная санитария
Гигиена труда - специальная
отрасль медицины, изучающая влияние
условий труда на здоровье работающих,
а также разрабатывающая нормативные
материалы и мероприятия, направленные
на создание благоприятной производственной обстановки,
профилактику заболеваемости и повышение
производительности труда работников.
Студенту необходимо разобраться в основных
задачах гигиены труда. В последние годы
главным направлением научных исследований
по гигиене труда является разработка
теоретических основ оздоровления производственной
среды путем гигиенического нормирования
элементов условий труда.
Производственная санитария
использует на практике научные выводы
и рекомендации гигиены труда, разрабатывает
и осуществляет мероприятия по улучшению
санитарно-гигиенической обстановки на предприятии.
В стране действует система
льгот и компенсаций, направленная
на ослабление негативного воздействия
производственных вредностей на здоровье
работающих. Студенту необходимо знать
льготы и компенсации за неблагоприятные
условия труда, которые применяются на предприятии. Об эффективности
их использования можно судить по динамике
показателей заболеваемости, текучести
и сменяемости кадров за ряд лет в производственных
подразделениях и на участках с вредными
условиями труда.
Вопросы для самопроверки
- Основные задачи гигиены труда и производственной санитарии.
- Классификация и определение производственных вредностей, общие меры борьбы с ними.
- Телемеханика и робототехника как средства вывода работника из зоны действия производственных вредностей.
- Промышленная пыль, ее воздействие на организм человека и общие меры борьбы с ней.
- Вредные химические вещества и промышленные яды, меры их устранения и нейтрализации. Роль личной гигиены.
- Шум и вибрация, способы снижения их вредного воздействия на работоспособность и здоровье работников.
- Профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Значение профилактической работы.
- Методы защиты работающих от неблагоприятного воздействия производственной среды.
- Критерии отнесения различных работ к определенной категории тяжести.
- Организация медико-санитарного обслуживания на предприятии и его значение.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- Труд, его социально-экономические и биологические характеристики.
- Предмет физиологии и психологии труда. Основные задачи курса.
- Связь физиологии и психологии труда с экономическими и техническими дисциплинами.
- Значение курса физиологии и психологии труда для подготовки специалистов по труду.
- Сущность жизни и ее характеристика.
- Связь организма с окружающей средой
- Нервная система человека, ее строение.
- Структура дуги рефлекса, рецепторы.
- Характеристика рефлекторной деятельности человека.
- Лобильность и парабиоз.
- Интегративная функция ПНС.
- Ретикулярная формация и ее физиологическая роль.
- Классификация рефлексов, характеристика их образования
- Классификация рефлексов, характеристика их образования.
- Рабочий динамический стереотип, условия его поддержания.
- Виды статистического напряжения. Понятие о позе и ее выборе.
- Общее понятие о работе. Статистическая и динамическая работа.
- Двигательный аппарат человека и ее строение.
- Силы, движение, кинетические пары. Учение о биомеханизме.
- Степень свободы движения. Ограничение избыточных степеней свободы.
- Мышечная сила. Мышечная выносливость.
- Физиология. Принципы образования двигательных ансамблей.
- Рациональное использование активных и пассивных сил.
- Непрерывность движения, его направленность. Объем движения.
- Сочетанная работа рук. Экономия движения. Ритм работы.
- Ограничения статических напряжений.
- Роль анализаторов при образовании двигательного ансамбля.
- Энергетика мышечного сокращения.
- Тонизирующая функция двигательного аппарата.
- Вегетативная деятельность человеческого организма в процессе труда.
- Организм как тепловая машина.
- Дееспособность и работоспособность.
- Физиологическая сущность упражнения.
- Стадии упражнения.
- Учение об утомлениях.
- Первичное и вторичное утомление.
- Фаза работоспособности. (кривая работоспособности)
- Режим труда и отдыха, их оптимизация.
- Организация отдыха на отдельных предприятиях.
- Понятие монотонности.
- Профилактика монотонности.
- Требование психологии и физиологии к организации рабочего места.
- Эргономика как основа НОТ.
- Умственный труд, обеспечение его продуктивности.
- Нервные процессы возбуждения и торможения, их характеристика.
- Внутрисменнный режим труда и отдыха, его рационализация.
- Суточные режимы труда и отдыха, их рационализация.
- Годовые режимы и отдыха, их рационализация.
- Единство физического и психологического в трудовой деятельности.
- Психические процессы, ощущение, восприятие, мышление.
- Эмоции. Их роль в труде. Анализ проявления эмоции.
- Внимание и его характеристика.
- Учение И.П. Павлова о типах высшей деятельности.
- Понятие о темпераменте.
- Психофизиологические основы проф.отборов.
- Психофизиологические основы проф.обучения
- Планирование трудовой деятельности.
- Психофизиологический анализ трудовой деятельности.
- Психомоторика.
- Память и ее роль в трудовой деятельности.
- Классификация эмоций.
- Напряженность и растерянность.
- Гигиена труда, охрана труда, ее предмет, содержание, задачи и методы.
- История развития гигиены и санитарии как науки.
- Основное законодательство по охране труда, надзор за выполнением норм охраны труда.
- Классификация условий труда.
- Профессиональные заболевания, профессиональные вредности.
- Влияние условий труда на производительность.
- Пути повышения работоспособности и производительности труда в аспектах физиологии и гигиены труда.
- Обобщенная количественная оценка условий труда.
- Организация охраны труда на производстве.
- Система госнадзора по охране труда.
- Основные требования, предъявляемые производственным зданиям и производству.
- Терморегуляция организма.
- Метеорологические условия производственной среды.
- Мероприятия по предупреждению перегревания организма в производственных условиях.
- Гигиеническая оценка патогенности пыли, болезни, вызываемые пылью.
- Производственная пыль, ее классификация, физико-химические свойства, источники ее образования.
- Меры борьбы с пылью на производстве (организационные, санитарно-технические, медико-биологические)
- Шум, как профессиональная вредность.
- Действие шума на организм, нормирование шума, борьба с шумом.
- Вибрация, как профессиональная вредность(физическая характеристика вибрации).
- Общая и местная вибрация.
- Действие вибрации на организм рабочего. Вибрация-болезнь, нормирование вибрации.
- Токи высокой частоты как профессиональная вредность, меры борьбы.
- Рентгеновские и радиоактивные излучения как профессиональная вредность и меры борьбы сними.
- Промышленные яды, как профессиональная вредность. Пути проникновения ядов и выделение ядов из организма.
- Накапливание ядов в организме. Фактор, влияющий на степень воздействие ядов. Развитие и течение острых и хронических отравлений.
- Комбинированное действие норм. ядов. Меры предупреждения проф. отравлений.
- Санитарно-бытовые помещения и их устройство.
- Значение вентиляции и комплекс мероприятий по оздоровлению условий труда.
- Классификация вентиляции.
- Естественная вентиляция. Подготовка приточного воздуха
- Механическая вентиляция. Подготовка приточного воздуха.
- Механическая вентиляция.
- Очистка вентиляционного воздуха от пыли.
- Кондиционирование воздуха и его гигиеническая роль.
- Основные световые величины и их измерения.
- Сущность зрительного процесса. Зависимость зрительной работы от степени освещения.
- Системы производственного освещения.
- Гигиенические требования к производственному освещению. Нормы и правила устройства производственного освещения.
- Источники искусственного освещения. Светильник.
- естественное освещение производства. Его нормирование.
- Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
- Требования к производственным зданиям и их конструктивным элементам.
- Промышленный травматизм, его виды, причины.
- Показатели травматизма, частота и тяжесть.
- Методы исследования травматизма, регистрации, учет, расследование несчастных случаев.
- Основные меры по предупреждению производственного травматизма.
- Электротравматизм и электробезопасность.
- Средства индивидуальной защиты.
- Защита глаз и органов слуха.
- Спецодежда и спец обувь.
- Индивидуальные средства по защите головы. Индивидуальные средства по защите от вибрации.
- Производственное питание.