Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа
Одним из методов психолого-педагогического исследования является эксперимент, используемый для установления причинно-следственных связей. Возможность наблюдения и измерения переменных является одним из условий применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменной.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ…………………………..4
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ……………………………...7
КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ……………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..17
«Экспериментальные переменные и способы их контроля»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Одним из методов психолого-
Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера, но это могут быть и полученные на основе психологического наблюдения частоты встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого термина: это реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены. [3]
Независимая переменная - переменная, которая введена экспериментатором, изменяется им и оценивается её воздействие.
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных.
Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка - зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты - увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка.
Центральная проблема при
проведении экспериментального исследования
- выделение независимой
В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать:
1) характеристики заданий;
2) особенности ситуации (внешние условия);
3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.
Последние часто называют "переменными организма". Иногда выделяют четвертый вид переменных - константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т.д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп.
Характеристики задания
- то, чем может манипулировать экспериментатор
более или менее свободно. По традиции,
идущей от бихевиоризма, считается, что
экспериментатор варьирует
К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.
Эксперименты по выявлению эффекта социальной фасилитации (усиления) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная или интеллектуальная задача. Он сначала выполнял ее в одиночку, а затем в присутствии другого человека или нескольких людей (последовательность, разумеется, менялась в разных группах). Оценивалось изменение продуктивности испытуемых. В этом случае задача испытуемого оставалась неизменной, изменялись лишь внешние условия эксперимента.
Экспериментатор может варьировать: во-первых физическими параметрами ситуации, не являющиеся стимулами, а именно: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.).
Во-вторых, это социально-психологические параметры: изоляция - работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку - работа с группой и т.д.
В-третьих, это особенности общения и взаимодействия испытуемого (испытуемых) и экспериментатора.
Судя по публикациям в научных журналах, за последние годы резко возросло количество экспериментальных исследований, в которых применяется варьирование внешних условий.
К "организменным переменным",
или неуправляемым
Дональд Кэмпбелл выделил следующие виды независимой переменной (как основания задания экспериментальных и контрольных условий).
1) управляемые переменные или факторы, такие, как метод обучения;
2) потенциально управляемые
переменные, которые экспериментатор
в принципе мог бы варьировать,
3) относительно постоянные
аспекты окружения (социально-
4) "организмические" переменные - пол, возраст и другие объективированные характеристики;
5) тестируемые или
Приведенный вариант классификации
видов НП не предполагает учета теоретических
интерпретаций или
Зависимая переменная - величины, изменения которых зависят от воздействия переменной независимой.
Психологи имеют дело с
поведением испытуемого, поэтому в
качестве зависимой переменной выбираются
параметры вербального и
Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспериментальной гипотезой. Исследователь должен ее максимально конкретизировать, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была one-рационализирована - поддавалась регистрации в ходе эксперимента.
Параметры поведения условно можно разделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические (или пространственно-временные) параметры достаточно легко поддаются аппаратурной регистрации. Приведем примеры этих параметров.
1. Точность. Наиболее часто
регистрируемый параметр. Поскольку
большинство заданий,
2. Латентность. Психические
процессы протекают скрытно от
внешнего наблюдателя. Время
3. Длительность, или скорость
выполнения. Является характеристикой
исполнительного действия. Время
между выбором действия и
4. Темп, или частота действий. Важнейшая характеристика, особенно при исследовании простейших форм поведения.
5. Продуктивность. Отношение
числа ошибок или качества
выполнения действий ко
Содержательные параметры
поведения предполагают категоризацию
формы поведения либо в терминах
обыденного языка, либо в терминах той
теории, предположения которой
Проблема фиксации качественных
особенностей поведения решается посредством:
а) обучения наблюдателей и разработки
карт наблюдения; б) измерения формально-
Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в её устойчивости при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.
Можно выделить три типа зависимых переменных:
1) одномерную;
2) многомерную;
3) фундаментальную.
В первом случае регистрируется
лишь один параметр, и именно он считается
проявлением зависимой
Существует еще одно
важное свойство зависимой
Итак, как и прочие компоненты психологического исследования, зависимая переменная должна быть валидна, надежна, обладать чувствительностью к изменению уровня независимой переменной.
Существуют два основных
приема фиксации изменений зависимой
переменной. Первый применяется наиболее
часто в экспериментах с
Информация о работе Экспериментальные переменные и способы их контроля