Автор работы: Павел Алексиевич, 21 Июля 2010 в 18:25, доклад
Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Психология
– это наука о самом сложном,
что пока известно человечеству. Ведь
психика – это «свойство
Эксперимент
– метод целенаправленного
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку
Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
Нужно
сказать, что эксперимент как
метод эмпирического
Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.
По характеру объекта и предмета исследования следует различать социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.
По характеру объекта исследования различаются также реальные и мысленные эксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования - целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.
По специфике поставленной задачи различаются:
1) Научные и прикладные
2)
Проективные и ретроспективные.
3)
Одно- и много-факторные
По
характеру экспериментальной
В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
1-естественный (полевой) эксперимент;
2-моделирующий эксперимент;
3-лабораторный
эксперимент.
1.
Естественный (полевой) эксперимент,
как говорит само название этого метода,
наиболее приближен к неэкспериментальным
исследовательским методам. Условия используемые
при проведении естественного эксперимента,
организует не экспериментатор, а сама
жизнь (в высшем учебном заведении, например,
они органично включены в учебно-воспитательный
процесс). Экспериментатор в данном случае
пользуется лишь сочетанием различных
(контрастных, как правило) условий деятельности
испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных
или диагностических методик исследуемые
психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого)
эксперимента (относительная замаскированность
целей исследования, достаточно неформальная
обстановка проведения исследования и
т.п.) являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности
испытуемых. К недостаткам этого метода
относятся сложность подбора контрастных
естественных условий и, в частности, все
недостатки тех неэкспериментальных и
диагностических методик, которые применяются
в составе естественного эксперимента
и служат для отбора экспериментальных
данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении
моделирующего эксперимента испытуемый
действует по инструкции экспериментатора
и знает, что участвует в эксперименте
в качестве испытуемого. Характерной особенностью
эксперимента данного типа является то,
что поведение испытуемых в экспериментальной
ситуации моделирует (воспроизводит) на
разных уровнях абстракции вполне типичные
для жизненных ситуаций действия или деятельности:
запоминание различных сведений, выбор
или постановку целей, выполнение различных
интеллектуальных и практических действий
и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет
решать самые разнообразные исследовательские
задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый
тип экспериментального метода - предполагает
проведение исследований в психологической
лаборатории, оснащенной специальными
приборами и приспособлениями. Этот тип
эксперимента, отличающийся также наибольшей
искусственностью экспериментальных
условий, применяется обычно при изучении
элементарных психических функций ( сенсорной
и моторной реакций, реакции выбора, различий
сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже
- при изучении более сложных психических
явлений (процессов мышления, речевых
функций и т.п.). Лабораторный эксперимент
более соответствует предмету предмету
психологического исследования.
Список
литературы: