Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:56, реферат
Существует много видов эмоциональных состояний, что соответствует многообразию эмоций. Из них наибольшее распространение и влияние на протекание трудового и учебного процессов оказывают: настроения, аффекты, напряженность и фрустрация.
Эмоциональные состояния
Существует
много видов эмоциональных
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.
Аффект (в переводе с латинского – душевное волнение, возбуждение) – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, не подконтрольная сознанию. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние).
Напряженность, или стресс, – это психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и проявляющееся в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью.
Фрустрация
– это психологическое состояние дезорганизации
сознания и деятельности личности, вызванное
объективно непреодолимыми и неоправдываемыми
(или субъективно так понимаемыми и переживаемыми)
препятствиями на пути к очень желаемой
цели.
Классификация эмоций
Эмоции делятся на два вида: положительные и отрицательные.
Немецкий
философ И. Кант делил эмоции на стенические
(от греческого слова «стенос» – сила)
и астенические («астенос» – слабость,
бессилие). Стенические эмоции повышают
активность, энергию и вызывают подъем,
возбуждение, бодрость. Астенические эмоции
уменьшают активность, энергию человека,
уменьшают жизнерадостность.
В. Вундт выделил три пары эмоциональных переживаний: удовольствие-неудовольствие, напряжение-разряжение, возбуждение-торможение.
Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:
Б. Додонов делил все эмоции на следующие группы:
Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:
Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у человека.
Эмоция интереса постоянно присутствует в сознании, она вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет восприятие, познание и действие.
Активаторы интереса – перемены, одушевленность, новизна, воображение и мышление.
Радость – положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. Эта эмоция относительно кратковременная, подверженная сменой других эмоциональных состояний. Радость может возникнуть на различной стадии работы, от удовлетворения достигнутым результатом, от физических упражнений, от удовлетворения физиологических потребностей, либо вследствие процессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные состояния, при узнавании чего-то знакомого, во время мечтаний или других форм воображения и познания.
Радость облегчает повседневную жизнь, привносит способность справляться с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и успокаивает человека, снижая его напряженные состояния.
Удивление не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака. Внешняя причина удивления – внезапное, неожиданное событие. Эта эмоция длится недолго, сопровождается ощущением отсутствия мыслей и чувством неопределенности. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание – наиболее частая отрицательная эмоция.
Согласно Томкинсу, страдание – это глубинный аффект. Страдание возникает как результат продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции.
Первой причиной страдания является акт рождения, физическое отделение ребенка от матери. Отчуждение, физическое или психологическое, остается на протяжении всей жизни одной из основных и наиболее общих причин страдания.
Другой важной причиной страдания является неудача, как реальная, так и воображаемая.
Испытывая
страдание, человек может чувствовать
одиночество, изолированность, оторванность,
поражение и чувство
Гнев – одна из важнейших эмоций, воспринимающаяся как нежелательная реакция, и человек стремится избежать ее.
Одной
из причин гнева является чувство
физического или
Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится устранить этот объект или изменить его таким образом, чтобы он перестал быть отвратительным.
Возможно, что отвращение играет важную роль в поддержании личной гигиены. Также отвращение может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. Отвращение, сопряженное с гневом может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать агрессивное поведение и нападение, а отвращение - желание физического избавление от кого-либо или чего-либо. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на самого индивида, понижая самооценку и вызывая самоосуждение.
Чувство
презрения – это чувство
Возможно, что презрение умеренной силы
служит конструктивным целям, если оно
направлено против объективно асоциальных
объектов.
Из трех
эмоций враждебности – гнева, отвращения
и презрения – презрение
Презрение – это отстраненное переживание,
побуждающее к агрессии, проявляющееся
в высокомерии, хитрости и обмане.
Страх
является наиболее опасной из всех
эмоций. Это базовая эмоция человека,
которая сигнализирует о
Стыдясь, человек испытывает повышенные чувства самосознания, самопонимания, самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он осознает только себя или те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными, неприличными.
Стыдящийся человек нередко заикается, забывает слова, становится неуклюжим, страшно гримасничает. Стыдясь, человек видит в других источник насмешки и презрения.
Избегание стыда может быть довольно мощным мотивом поведения. Угроза стыда заставляет множество людей рисковать своей жизнью. Увеличивая чувствительность индивида к мнениям и чувствам других, стыд способствует социальной ответственности. Для борьбы со стыдом люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Часто переживаемый стыд может вести к страданию и депрессии.
Все остальные
эмоциональные реакции