Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:19, реферат
Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
1) Понятие и функции чувств
2) Виды эмоционального состояния (настроение, эмоции, фрустрация)
3) Высшие чувства
4) Понятие о воли. Структура волевого акта.
5) Волевые качества личности
6) Понятие локуса-контроля (экстернальность, интернальность)
7) Заключение
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям.
Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.
Люди, обладающие
внутренним локусом контроля, более
уверены в себе, последовательны
и настойчивы в достижении поставленной
цели, уравновешены, доброжелательны
и независимы. Склонность к внешнему
локусу контроля, напротив, проявляется
в неуверенности, неуравновешенности,
тревожности, подозрительности, конформности
и агрессивности. Казалось бы, позиция
экстерналов удобнее и должна обеспечивать
им более благоприятное положение в социальном
окружении. Однако многочисленные психологические
наблюдения и эксперименты обнаружили
устойчивую закономерность: интерналы
чаще достигают успеха в творческой и
профессиональной деятельности, менее
тревожны и агрессивны, способны более
стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.
Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях,
чаще вызывают доверие, добиваясь своих
целей. «Чистых» интерналов или экстерналов
практически не существует. В каждом человеке
есть доля уверенности в своих силах и
способностях и доля психологической
зависимости от обстоятельств.
ОПИСАНИЕ ШКАЛ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями.
Исследования показали, что самооценка человека зависит от его типа субъективного контроля. Люди с низким общим уровнем субъективного контроля (экстерналы) характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.
Люди с высоким уровнем субъективного контроля (интерналы) считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Это подтверждает гипотезу о том, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с его самоуважением и социальной зрелостью.
Ниже приведено описание семи шкал, по которым проводится тестирование.
1. Шкала общей интернальности
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале, соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
З. Шкала интернальности в области неудач
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях
Высокие показатели здесь, означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности
в области производственных
Высокий показатель
свидетельствует о том, что человек
считает свои действия важным фактором
в организации собственной
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала интернальности
в отношении здоровья и
Высокие показатели,
свидетельствуют о том, что испытуемый
считает себя во многом ответственным
за свое здоровье: если он болен, то обвиняет
в этом самого себя и полагает, что выздоровление
во многом зависит от его действий. Человек
с низким показателем, считает здоровье
и болезнь результатом случая и надеется
на то, что выздоровление придет в результате
действий других людей, прежде всего врачей.
Заключение
Богатство
собственных переживаний
Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
У человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой "природной" связи с той или иной эмоцией.
В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.
Воля же является
способностью человека преодолевать препятствия,
добиваться поставленной цели. Конкретно
она выступает в таких чертах
характера, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество.
Данные черты характера могут способствовать
достижению как общественно полезных,
так и антиобщественных целей.
Литература.
1) Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N 1, 1995.
2) А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Волевые действия // Психология. Учебник для вузов по пед. специальностям. — М.: Академия, 1998. — 500 с.
3) Ф. Н. Гоноболин. "Психология". Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
4) Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с.
5) Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.:Москва, 1953. – 1020 с.
6) Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. – М., 1971.
7) Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 – 400 с.
8) Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. Механизмы мозга. – М., 1965.