Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по психологии. Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Содержание

1. Понятие об эмоциях и чувствах человека.
2. Психические эмоциональные состояния и их характеристика.
3. Приемы эмоциональной саморегуляции.

Работа состоит из  1 файл

Основы педагогики и психология.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

Тема 20: «Эмоции и чувства».

План

1. Понятие об эмоциях  и чувствах человека.

2. Психические эмоциональные  состояния и их характеристика.

3. Приемы эмоциональной  саморегуляции.

 

 

 

 

 

1. Понятие  об эмоциях и чувствах.

 

Эмоциями называются переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Познавательные психические процессы содержат информацию о предметах  и явлениях действительности. Эмоции информируют о значении для человека явлений, происходящих во внешнем мире, и о существенных изменениях в организме (например, жажде, голоде, усталости). Причем они возникают раньше изменений в организме, могущих быть неблагоприятными, и таким образом как бы предостерегают человека. Эмоции являются также механизмом мобилизации энергетических возможностей организма, регулятором потока энергии, обеспечивающей деятельность. Эмоции существенно влияют на характер поведения человека, они реализуются в определенных действиях, типичных, например, для восторга, печали, страха, гнева.

  Эмоции пронизывают познавательную, творческую, производственную, учебную, спортивную и все другие сферы деятельности людей.

Особенности проявления и характер эмоций связаны, прежде всего, с возможностью или невозможностью удовлетворения потребностей человека. Эмоции возникают преимущественно в связи с естественными и материальными потребностями, чувства – преимущественно в связи с потребностями общественными, духовными, культурными. Проявляются эмоции и чувства в переживании удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрешения от него.  

Все психические явления – субъективное отражение объективного мира, зависящее  от жизненного опыта, состояния установок человека. Но особенно отчетливо субъективность проявляется в эмоциях. Одно и тоже явление может вызвать у различных людей самые разнообразные, нередко противоположные переживания. Даже очень похожие переживания двух или нескольких людей все же будут в чем-то своеобразными. Поэтому в любом языке можно найти много слов, выражающих тончайшие оттенки переживаний людьми радости, боли, усталости, печали, страха, надежды, удивления, гнева, зависти, презрения, жалости, стыда, нежности и т.д.

На эту связь еще в прошлом  веке обратил внимание П. Ф. Лесгафт. Он писал, что изменения психического состояния человека, в том числе и эмоционального, зависят от функционирования сердца, артериальной и венозной сосудистых систем, органов пищеварения и др.

Но эмоции сами являются состоянием и сопровождаются многообразными реакциями, характерными для внешнего выражения радости, печали, страха, гнева и т. д.

Переживания человека всегда носят  личностный характер и влияют на становление  и формирование личности. В переживаниях человек глубже познает себя, с  возникновением новых переживаний  начинает по иному осознавать себя. Это определяет динамику самосознания. Особенно существенно, что в переживаниях человека присутствуют те части самосознания, которые связаны с социальным статусом человека, с тем, достойное ли место (по оценке самого человека) занимает он в обществе.

Сосуществование двух противоположных  переживаний (радость – грусть, обаяние  – отвращение и т. д.), связанное  с тем, что отношения человека к окружающему миру и к самому себе никогда не бывают однозначными. Многообразие связей с окружающим миром  иногда приводит к удивительным эффектам, одним из которых и является двойственность, или полярность, эмоций и чувств (напрмер, сочетание любви и ненависти при ревности).

Эмоции делятся на стенические и астенические (от греческого стенос - сила). Стенические эмоции – радость, воодушевление, переживание успеха – повышают общую активность человека, вызывают ощущение силы, общего подъема. Астенические эмоции – грусть, печаль, неудача – подавляют активность, ослабляют желания, интересы.

Описанные особенности эмоций в  психической жизни человека выполняют сигнальную и регулирующую функции. С физиологической точки зрения переживания обусловлены нервными возбуждениями подкорковых центров и процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. Кора больших полушарий головного мозга регулирует протекание и выражение эмоций, действует на подкорковые центры, по выражению И. П. Павлова, «на два лада» - либо притормаживая, либо стимулируя их функции.

Эмоции играют важную роль в жизни  человека. Различные эмоциональные  переживания, возникнув в процессе активного взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности. Особенно большое значение имеет эмоциональная мотивация в условиях волевых действий, связанных с преодолением трудностей и препятствий, которые встречаются на пути к достижению цели. Чем выше цель, которую ставит перед собой человек, тем эмоционально насыщенней его жизнь.

Эмоции и чсувства вполняют существенную коммуникативную функцию. Через выразительность речи, интонаций, жестов, мимики человек проявляет свое эмоциональное отношение к другим людям. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Эмоции и чувства развиваются и закрепляются, когда они находят реальное проявление в жизни, они во многом зависят от образа жизни человека.

Человек не  только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем  относится  так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.

Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Устойчивые переживания, возникающие при удовлетворении человеком общественных, культурных и духовных потребностей называются высшими чувствами. Возникли они как продукт общественно-исторического развития человечества. Различают чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические.

Моральные, или нравственные чувства, - это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков, поведения в целом или психических особенностей других людей и своих собственных с позиции норм и принципов общественной морали. У каждого человека окружающие его люди могут вызывать положительные переживания, когда их действия и поступки находятся в соответствии с моральными принципами, принятыми нормами поведения, или отрицательные, когда их действия идут вразрез с требованиями общества.

Интеллектуальные чувства  – это переживания, сопровождающие умственную деятельность. Они могут быть неспецифическими и специфическими. К неспецифическим относятся все переживания, которые человек может испытывать и в других видах деятельности: любопытство, уверенность, удивление, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора и т. д. Специфическими же называются те чувства, которые порождаются исключительно процессом интеллектуальной деятельности.

  Эстетические чувства – это переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире. Уровень развития эстетических чувств является одним из главных критериев общей культуры человека и общества. Именно эстетические чувства лежат в основе стремления сделать мир прекраснее.

Большое значение для культуры эстетических чувств имеют произведения искусств всех жанров: литературного, изобразительного, театрального, музыкального и др., а также эстетика движений человеческого тела.

 Праксические чувства – это чувства, вплетенные во все сферы многообразной практической и теоретической деятельности людей. Например, это может быть чувство раскованности и свободы движений, чувство «хозяина собственного тела». Главные объекты праксических чувств – труд, учение, спорт и игры.

Наиболее отчетливо праксические чувства вызываются результатами деятельности, решенными задачами, особенно когда  деятельность высоко значима для человека.  

 

 

 

2. Психические   эмоциональные состояния и их  характеристика.

 

Эмоциональные состояния – это относительно устойчивые переживания. На какое-то время они создают общий фон для всей психической и практической деятельности человека. К эмоциональным состояниям относятся: чувственный тон, настроение, аффект, стресс, увлечения и страсти, фрустрация.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска, сопровождающая психическую деятельность. Неярко выраженное, это состояние определяется как объективными свойствами предметов, так и субъективным отношением к ним. Так, запах сероводорода у всех вызывает неприятный чувственный тон в силу своих объективных свойств; восприятие «Марша энтузиастов», «Физкультурного марша» И.О. Дунаевского сопровождается бодрящим чувственным тоном, а «Траурного марша» Ф. Шопена – торжественно-печальным.

Обстановка, в которой человек  трудится, занимается спортом или  отдыхает, определяет длительность сохранения и характер чувственного тона.

Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Как и чувственный тон, оно окрашивает проявление психических процессов и свойств, влияет на результативность деятельности человека, на восприятие им всего окружающего. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и не доставляющей удовольствия. Иногда человек знает о причинах своего настроения, тогда ему легче его регулировать. Но не редко он не дает себе отчета в причинах его возникновения. Длительность настроения различна: оно может меняться несколько раз в день, длиться днями, неделями, даже месяцами.

Эмоциональность урока физической культуры, тренировочного занятия, успешность выступления в соревновании, правильное сочетание работы и отдыха, своевременный и достаточный сон создают бодрое и жизнерадостное настроение. Скучный урок, монотонность работы, переутомление недосыпание, отсутствие достаточного двигательного режима вызывают угнетенное настроение.

Аффект – это кратковременное, бурнопротекающее эмоциональное состояние. Чаще всего это гнев. Но в аффектной  форме могут выражаться также  горе, страх, ужас, отчаяние, ярость, радость  и другие эмоции.

В состоянии аффекта человек  может совершить действие, противоречащее общепринятым нормам поведения и его собственным моральным принципам и жизненным установкам. Во время аффекта объем сознания предельно суживается, а иногда человек просто не осознает того, что он делает, утрачивает самообладание. Вслед за такой разрядкой наступает понимание сделанного и нередко раскаяние.       

Аффекту нельзя дать развиваться. Для  этого необходимо уметь переключить  или отвлечь сознание от того, что вызывает аффект. Волевая саморегуляция начинается с самоконтроля внешних выражений аффекта. Если разгневанный человек способен переключить свое сознание с предмета гнева на его конкретные проявления, аффектная реакция либо совсем не разовьется, либо закончится быстрее.

Стресс (в переводе с английского - напряжение) – это эмоциональное состояние, которое возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных, значимых или угрожающих ситуациях, вызывающих напряжение. Стресс возникает также при больших физических и умственных перегрузках, в конфликтных ситуациях, требующих быстрых и ответственных решений. Студенты перед экзаменом, спортсмены перед соревнованием нередко находятся в стрессовом состоянии.

Диапазон переживаний и телесных изменений очень велик. При слабом стрессе либо в начальной стадии его проявления возникает общая  собранность, организованность, мобилизация психических процессов и повышение уровня их протекания. Длительный или сильный стресс вызывает дезорганизацию функций, обеспечивающих деятельность, либо истощение их и отказ от деятельности.

Увлечения и страсти – это устойчивые, интенсивные, продолжительные стремления личности к определенному объекту, к определенной деятельности. Увлечения и страсти различаются между собой только по интенсивности. На предмете страсти сконцентрированы все помыслы, воля и чувства человека. В страсти проявляется избирательное, поглощающее всего его отношение к предмету страсти.

В зависимости от предмета страсти  и лисностных установок она может  быть положительной или отрицательной, высокой или низменной. Высокие страсти являются основой прогресса человечества, принося великое счастье, как самому страстному деятелю, так и обществу. Низменные же страсти, такие, как алкоголизм, азартные игры, скупость, антисоциальны, они являются большим злом человечества.

Фрустрация (от латинского фрустратио – обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение планов, замыслов) – переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для личности жизненной цели.        

Информация о работе Эмоции и чувства