Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 09:00, реферат
Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как пере-живание, душевное волнение.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, био¬логически обобщенные способы поведения организмов в типичных си¬туациях. "Именно благо-даря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружаю-щим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие па-раметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него опре-деленным эмо¬циональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие"
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ 3-6
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 6-7
3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 7-8
4. СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ 8-9
5. ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ – ЧУВСТВА 10-13
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.
Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии - смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического - возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.
Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но
состояние любопытства
Одно
из самых ценных интеллектуальных чувств
человека - неудовлетворенность достигнутыми
знаниями, испытываемая им радость познания,
все более глубокого и широкого освоения
действительности.