Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:32, реферат
Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
6. Педантичный тип.
Ведет себя как бюрократ, предъявляя
людям много чисто формальных
требований. Иногда изводит домашних
чрезмерными претензиями на
7. Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, исполнительность.
8. Эмфтивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается, такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликту с окружающими, обиды носит в себе. Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.
9. Демонстративный тип.
Самоуверенный, имеет
10. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям. Располагает такими положительными чертами характера, как внимание к людям, готовность выслушать, помочь, исполнительность.
12. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных, идей. Обладает также такими привлекательными чертами как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.
В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков:
1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.
2. Циклоидный тип. Отличается
повышенной, периодически наступающей
раздражительностью, склонностью к
апатии, которая также появляется
время от времени. Подростки
данного типа предпочитают
3. Лабильный тип. Крайне
изменчив и непредсказуем в
своем настроении, причем поводы
для смены настроения: могут оказаться
самыми незначительными.
4. Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.
5. Сенситивный тип.
Этому типу людей свойственна
повышенная чувствительность к
людям. Они не любят больших,
шумных компании, азартных игр,
обычно бывают робкими и
6. Психастенический тип.
Подростки такого типа
7. Шизоидный тип. Отличается
повышенной замкнутостью, предпочитает
быть один. Нередко проявляет
безразличие к окружающим
8. Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм.
9. Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.
10. Неустойчивый тип.
Это - слабовольный человек,
11. Конформный тип. Демонстрирует
постоянную склонность и
Интересно сопоставить между
собой эти две типологии
Э.Фромм выделяет и описывает следующие социальные типы характеров людей:
1. Мазохист-садист. Этот
тип характера отличается
склонностью человека видеть
причины своих неудач или в
самом себе (мазохист), или в окружающих
людях (садист). Соответственно, борясь
против неудач, такой человек
или изводит самого себя, проявляя
мазохистские склонности, или подавляет,
издевается над другими людьми,
демонстрируя садистские
2. Разрушитель. Это тип
человека, который отличается ярко
выраженной агрессивностью, активным
стремлением к уничтожению
3. Конформист-автомат. Это
человек, который,
Типология социальных характеров людей, предложенная Э. Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе, и поэтому, несмотря на то что она была разработана почти 50 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящее время проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характеров Э.Фромма.
3. Формирование характера.
Формирование характера
происходит в первой половине дошкольного
детства, и мы можем констатировать,
что примерно к 2-3 годам ребенок
имеет свой характер. Однако первые
проявления характера еще не являются
убедительным доказательством того,
что характер ребенка полностью
сформировался. Они, скорее, выступают
лишь как начало его формирования.
Этот процесс продолжается еще как
минимум 10-15 лет после того, как
признаки первых черт характера стали
реально проявляться в
Вместе с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.
Определенно говорить о том,
что все основные черты характера
появились и начали развиваться
у ребенка, мы можем лишь тогда, когда
в его психике и поведении
обнаружились и волевые, и деловые,
и коммуникативные черты
В дошкольном возрасте только
закладываются основы характера
человека, вернее, черты, которые мы
обозначили как первичные или
базисные. Когда ребенок поступает
в школу, развитие его характера
продолжается, в его психологии начинают
складываться и в реальном поведении
проявляться вторичные или
Однозначной связи или
зависимости между чертами
То, в каком направлении
пойдет дальнейшее развитие характера
ребенка после того, как в его
психологии и поведении проявились
первые черты характера, зависит
от многих обстоятельств жизни. Некоторые
из них будут рассмотрены далее.
Сейчас же отметим, что если первичные
или базисные черты характера
оказались не вполне благоприятными,
то это не означает, что дальнейшее
развитие характера обязательно
пойдет по аномальному пути. Если первые
черты характера ребенка
Чаще бывает так, что на
базе положительных первичных черт
характера формируются
Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям.
Если взрослые люди, которые
ухаживают за младенцем, не уделяют
ему должного внимания, редко общаются
с ним, не проявляют при этом положительных
эмоций, не полностью удовлетворяют
его основные потребности, то у ребенка
могут формироваться