Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:03, контрольная работа

Описание

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Что такое чувства и эмоции……………………………………………....4
Свойства и виды эмоций………………………………………………….8
Высшие эмоции – чувства………………………………………………..12
Отличия чувств и эмоций………………………………………………...18
Закономерности эмоций и чувств………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 51.67 Кб (Скачать документ)

      Но  состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - устойчивое состояние познавательной направленности личности.

      Одно  из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отличия эмоций и чувств

     Если  заглянуть в психологический  словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции (лат.- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта».

     Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

       Кроме того, эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

     К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые «чистые» эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

     Эмоции  и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности  и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл  ситуации для человека с точки  зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные  внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

     Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

     Чувства - еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

     Эмоции  и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно-личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: « Эмоциональное  событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений  к различным обстоятельствам… Предметом  любви-ненависти становится все, что  познается субъектом как причина  удовольствия-неудовольствия».

       Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

     Чувства же носят предметный характер, связываются  с представлением или идеей о  некотором объекте.

     Другая  особенность чувств состоит в  том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная  от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к  духовным ценностям и идеалам. 
 
 
 
 
 
 

  1. Закономерности эмоций и чувств

      Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены  всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

      Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся  в определенной степени на весь класс  однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

      Другая  закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

      Притуплению подвержены как положительные, так  и отрицательные чувства. Человек  в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным  воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

      Различные чувства, возникающие при воздействии  разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.

      Одна  из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

      Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

      Одна  из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

      В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

      Эмоции  и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

      Печаль  или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

      Иное  выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.

      Большая группа мимических мышц лица создает  типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием.

      Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение - использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

      Однако  многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они - механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

      Мимика  человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

      Эмоционально  выразительные движения лица служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

      Подавление  внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает  свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие"

      Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с  этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

      Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается  эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим  эмоциям. Человек действует, превозмогая  боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

      Эмоции  доминируют там, где сознательная регуляция  поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

      В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают  то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.

      Эмоции  социализированного индивида несут  регуляционную "вахту" в содружестве  с разумом. Волевая регуляция  не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и  разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической  деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Изучив  данную тему можно прийти к выводу, что возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и связанные с отношениями между людьми.

     Слово «чувство»- многозначно. Когда говорят  «органы чувств», то имеют в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или «чувство радости» слово «чувство»  приобретает другое значение. В терминах «чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой  оттенок, обозначающий сложную психическую  реакцию.

     Значение  в жизни и деятельности человека чувств очень велико. Они побуждают  человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют поведение  человека, постановку им тех или  иных жизненных целей. Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоции и чувства