Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:30, контрольная работа
Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощущение и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоциональная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.
Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.
1. Общие понятия об эмоциях и чувствах, характеристика и классификация основных форм переживаний человека.
2. Эмоциональные состояния.
3. Виды психологических защит.
4. Психические состояния.
5. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
Эмоции и другие психические состояния личности
1. Общие понятия об эмоциях и чувствах, характеристика и классификация основных форм переживаний человека.
2. Эмоциональные состояния.
3. Виды психологических защит.
4. Психические состояния.
5. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
1. Общее понятие об эмоциях и чувствах
Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные переживания. Они сопровождают каждый миг нашей жизни, определяя мироощущение и делая нас предвзятыми и пристрастными. Поэтому неслучайно, что эмоциональная сфера является особым объектом внимания исследователей-психологов.
Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент в связи с конкретной ситуацией. Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.
Эмоции — элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.
Отличие чувств от эмоций
заключается в том, что чувства
связаны с высшими
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:
Иногда выделяют и другие функции переживаний, но в представленном перечне, на наш взгляд, отражены наиболее важные.
Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы.
Важнейшую роль в эмоциональных проявлениях человека выполняет кора больших полушарий головного мозга. И П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, контролирует процессы, происходящие в организме. Кора оказывает влияние на подкорковые центры. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.
В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отношений получило название амбивалентности.
Характеристика основных форм переживаний человека:
1. Чувства обладают
2. Чаще всего возникновение
3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации).
Классификация эмоций и чувств
В науке предпринимались
Американский исследователь
Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства представляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потребностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохновение, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.
Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора.
2. Эмоциональные состояния человека
Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект.
Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.
Аффект — своеобразная эмоциональная буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому аффект на конечной стадии практически не управляем. В состоянии аффекта человек как бы «теряет голову», его поступки неразумны. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Следует помнить, что на начальной стадии человек может предотвратить дальнейшее развитие аффекта, хотя это и требует значительных волевых усилий. Здесь самое важное «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя (например, постараться очень медленно посчитать до 10 или 100). В условиях неправильного воспитания склонность к аффектам может стать личностной чертой.
Важным эмоциональным
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.
Настроение является реакцией не на само событие, а на значение этого события для человека. Оно не предметно, т. е. мы не всегда можем ясно выделить причину возникновения нашего настроения. Настроение во многом зависит от общего состояния организма человека. От эмоций его отличает меньшая интенсивность, устойчивость и осознанность. Настроение служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. Оно тесно связано с уровнем самооценки человека. У людей с завышенной самооценкой чаще бывает приподнятое настроение. У людей с заниженной самооценкой выражены пассивно отрицательные состояния, связанные с ожиданием неблагополучного исхода. Настроение оказывает сильное влияние на деятельность, поэтому любому человеку, а особенно учителю, необходимо уметь управлять своим настроением.
Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.
Стресс наблюдается при
К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:
Повседневный стресс возникает из-за действия множества стрессоров малой силы. Проявления стресса весьма многообразны, например:
Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. На первом этапе происходит мобилизация защитных сил организма. На втором — внешнее поведение кажется обычным, но происходит перерасход адаптационных резервов. На третьем — наступает истощение, которое приводит к появлению психосоматических заболеваний: сердечнососудистых расстройств, появлению жалоб на работу пищеварительной системы и др.
Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.
Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, растерянности. Важнейшая задача для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности — повышение устойчивости (толерантности) к затруднениям (фрустрирующим факторам). Ведь, как заметил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Уровень толерантности может быть в значительной мере повышен в ходе саморазвития.
3. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.
Человеку постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмам психологической защиты.
Основной функцией защитных механизмов является сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
Информация о работе Эмоции и другие психические состояния личности