Эмоции и мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:55, реферат

Описание

Эмоции психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов.

Содержание

Введение………………………………………………………...3
1.Виды и роль эмоций в жизни человека……………………..4
2.Причины, вызывающие эмоции…………………………….11
3.Выражение эмоций……………………………………………13
1.Мимическое выражение эмоций…………………………...14
2.Пантомимика, выражение эмоций голосом………………16

Заключение……………………………………………………19

Список литературы…………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Реф. Психология. Эмоции и мотивация.docx

— 49.41 Кб (Скачать документ)

     Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

     Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего его мира человек  стремится действовать так, чтобы  подкрепить и усилить свои положительные  чувства. положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

     Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

     Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта  подчиняется следующему закону: чем  более сильным является исходный мотивационный стимул поведения  и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

     Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

     Стресс - он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

     Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

     Эмоции отличаются по многим параметрам: качеству, по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.) 

  1. Причины, вызывающие эмоции
 

     Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические системы и органы до некоторой степени включаются в эмоцию. Три типа взаимоотношений субъекта и окружающей среды и пять типов индивидуальных процессов, влияющих на нейронную активацию эмоции, представлены в следующем списке.

     1) Взаимоотношения субъекта с окружающей  средой, которые вызывают эмоцию:

1. Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся  производным от избирательной  активности рецептора или чувственного  органа. 
2. Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс). 
3. Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе. 

2) Индивидуальные  процессы, которые могут вызывать эмоции:

1. Память (как активная, так и испытанная).

2.Воображение.

3.Образное и предвосхищающее мышление.

4. Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности.

5. Эндокринная  деятельность, воздействующая на  нервный или мышечный механизм эмоции.

     Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное как пустой звук. 
Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино “веселит сердце человека”, вином можно “залить тоску”, благодаря вину исчезает страх – “пьяному море по колено”. Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в “кровожадное состояние”. Гашиш может вызывать припадки буйства.

     Эмоции  возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и  аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или  радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины. 

  1. Выражение эмоций.
 

    Возникновение эмоционального процесса  приводит  к  формированию новых форм  реагирования. Иногда эмоциональные реакции бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента.  Такая эмоция принимает форму аффекта. Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное время оставаясь латентными; в таком случае не  наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании  -  существует  только повышенная готовность к эмоциональной реакции. В дальнейшем появляются организованные изменения в  поведении.  Сначала это могут  быть  преимущественно  "сопутствующие" экспрессивные изменения, позднее  эмоциональный  процесс  распространяется  на  все  большее   число афферентных путей, все меньше  места  остается  неэмоциональному  поведению. Одновременно происходит осознание протекающего  эмоционального  процесса  и связанных с ним изменений в процессах  регуляции.  Оно  может  опережать появление внешних изменений, однако бывает, что человек длительное время  не отдает  себе  отчета  в  своих  эмоциях,  в  лучшем  случае   наблюдает   их последствии в виде тех или  иных  непонятных  проявлений  своего  поведения. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

    Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние  различных психических  механизмов. Организующая  функция  эмоций  проявляется  в нескольких различных формах: 

     . в форме выразительных движений,

     . в форме эмоциональных действий,

     . в форме высказываний об испытываемых  эмоциональных состояниях,

     . в форме определенного отношения  к окружающему. 

    1. Мимическое  выражение эмоций.
 

    Исследование  мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад.

    Чарльз  Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что  сейчас  является  выражением эмоций,  прежде  было  реакцией,  имевшей   определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие  из   преобразованных   полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих  полезных  движений (например, оскаливание зубов  при  гневе  является  остаточной  реакцией  от использования  их  в   борьбе),  либо  их  противоположность  (например, расслабление  мышц  лица - улыбка,  выражающая приветливость,   является противоположностью напряжения мышц, характерного  для враждебных  чувств), либо прямое выражение эмоционального  возбуждения  (дрожь - это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения).

    Согласно  Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и  зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны  быть  тесно связаны с определенными  эмоциями.  Установление  таких связей  сделало  бы возможным распознавание эмоций  по  мимическому  выражению. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек  и  в  какой мере  правильно  распознавать  мимические  реакции  других  людей.  В   этих исследованиях  использовалось  три  вида   материала:  рисунки   мимических реакций, фотографии изображения эмоций  актерами  и  фотографии  спонтанного выражения эмоций.

    В экспериментах, проведенных Борингом  и Титченером, испытуемым показывали рисунки с вариантами мимического выражения. При предъявлении этих  вариантов  испытуемым  каждый  из  них  казался  вполне  естественным. Однако, когда нужно было назвать эмоцию, соответствующую этим  изображениям, мнения оценивающих обнаружили  довольно  большие  расхождения;  так,  лицо, которое должно выражать, по мнению авторов,  презрение,  описывалось  такими понятиями,  как   упрямство,  рассеянность,  неодобрение,  пренебрежение, отвращение; большинство (34%  испытуемых употребили, однако, определение "презрение".

      Аналогичное  исследование  было  проведено  с   фотографиями   актеров, изображавших различные эмоции.  Лангфелд  установил,  что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до  58%,  то есть не выше, чем число правильных оценок профилей Пидерита.

    Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми  и  их  можно  представить  в  виде  некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.

      Попытки Лэндиса установить, какие группы мышц  участвуют  в  выражении отдельных эмоциональных состояний, дали  отрицательные  результаты.  Вопреки ожиданиям оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха,  смущения или  других  эмоций  (если  считать   типичной   мимику,   характерную   для большинства людей).

    Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были  найдены не только для ситуаций, которые  классифицировались  как  вызывающие  страх, смущение  и  т.  д.,  но и для тех эмоциональных состояний,   которые определялись  так  самими  испытуемыми  (то  есть  для  тех  случаев,  когда последние утверждали, что они испытывали страх, отвращение и т. п.).  Вместе с  тем  было  установлено,  что  у  каждого   испытуемого  есть  некоторый характерный для  него  репертуар  мимических   реакций,   повторяющихся   в различных ситуациях: закрывать или широко  раскрывать  глаза,  морщить  лоб, открывать рот и т. д.

    Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным  мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики,  которым  пользуются  люди  для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах.  Возможно, что это представление верно  и  в  отношении  спонтанной  мимики,  но  при условии, что имеются в виду  хорошо  знакомые  люди.  Когда  нам  приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица  означает у него раздражение, тогда как другое - восторг. Помимо общего языка  эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть  язык  мимики  конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

    Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций  оказывают влияние три фактора :

    o врожденные  видотипичные  мимические  схемы  сответствующие  определенным эмоциональным состояниям;

Информация о работе Эмоции и мотивация