Существует большое количество
методов психологической диагностики
вообще и эмоциональной сферы ребенка
в частности. Однако в случае педагогической
оценки далеко не все они могут быть использованы
непосредственно воспитателем. Это объясняется,
во-первых, тем, что воспитатели не имеют
достаточной психологической подготовки,
чтобы правильно интерпретировать результаты
тестирования. В некоторых детских садах
г. Владимира была апробирована методика
определения импульсивности ребенка.
Воспитатели заполняли бланк, в котором
фиксировались проявления импульсивности
в повседневной жизни ребенка, при его
взаимодействии со сверстниками и взрослыми,
игровой и учебной деятельности. Затем
воспитатели записывали свое отношение
к этому тесту, его положительные и отрицательные
стороны, с их точки зрения. Оказалось,
что многим воспитателям непонятны некоторые
утверждения теста, поскольку им неясен
его психологический смысл. Так, в тесте
есть утверждение «обидчив, но не злопамятен».
В комментарии воспитатель пишет, что
формулировки можно расширить, так как
некоторые дети и обидчивы и злопамятны.
То есть для воспитателя остается в стороне
психологическая составляющая импульсивности,
а именно склонность действовать по первому
побуждению, под влиянием внешних обстоятельств
или эмоций. Такой ребенок быстро и непосредственно
реагирует и нередко столь же быстро остывает.
То есть длительное сохранение в памяти
обиды не является признаком импульсивности.
Во-вторых, очень часто результаты теста
дают возможность воспитателю отнести
ребенка, например, к группе тревожных
или импульсивных детей и таким образом
оправдать свою бездеятельность в отношении
конкретного ребенка. Как правило, такие
оправдания звучат так: «Ну что я могу
сделать, если у Иванова повышенная агрессивность?»
Ярлык агрессивности в данном случае дает
возможность воспитателю не анализировать
причины повышенной раздражительности
и злости в конкретных ситуациях. Однако
повышенная агрессивность не означает,
что ребенок злой и жестокий, потому что
он такой от природы. Такое его поведение
провоцируется, как правило, отношением
к нему взрослых или сверстников. Он боится
получить отрицательную оценку своих
действий со стороны родителей, воспитателей
или других детей. Может быть, такой ребенок
боится не справиться с заданием, а гнев
и раздражительность — это его поведенческая
реакция на конкретную жизненную ситуацию.
В связи с этим для педагогической оценки
можно предложить в качестве основного
метода наблюдение. Вы видите ребенка
каждый день, имеете возможность тщательно
исследовать его поведение в реальных
жизненных обстоятельствах. Очень важно,
чтобы такое наблюдение осуществлялось
регулярно и вы могли оценить результаты
своих воспитательных воздействий.