Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:25, реферат
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.
Доминирующая
когнитивистская ориентация современных
психологических исследований привела
к тому, что в качестве эмоциогенных
факторов стали рассматривать также
и сознательные оценки, которые человек
дает ситуации. Полагают, что такие
оценки непосредственно влияют на характер
эмоционального переживания.
когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер
К тому, что
было сказано об условиях и факторах
возникновения эмоций и их динамики
У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом,
Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту
внес С. Шехтер. Он и его соавторы
предположили, что эмоции возникают
на основе физиологического возбуждения
и конгнитивной оценки. Некоторое
событие или ситуация вызывают физиологическое
возбуждение, и у индивида возникает
необходимость оценить
Он показал,
что немалый вклад в
В одном
из экспериментов, направленном на доказательство
высказанных положений
Было показано
также, что характер и интенсивность
эмоциональных переживаний
Информационная теория П.В.Симонова
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э=F (П, (Ин-Ис, …) ),
где Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности;
(Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;
Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;
Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно
теории эмоций Симонова, возникновение
эмоции обусловлено дефицитом
Симонов утверждает, что существует относительная независимость нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле:
.
С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз вероятности достижения цели:
Заключение
Как правило,
теории эмоций мало что могут сказать
о роли эмоций в развитии личности
и об их влиянии на мысль и действие.
Большинство исследователей эмоций было
связано лишь с одним из компонентов эмоционального
процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают
отдельные аспекты взаимоотношений эмоции
и разума, действий и личности, многое
еще необходимо сделать как на теоретическом,
так и на эмпирическом уровнях.
Литература