Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:23, дипломная работа
Актуальность исследования. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей подростков и их поведения в конфликтных ситуациях 8
1. 1. Общая характеристика подросткового возраста. 8
1. 2. Формирование и развитие личности в подростковом возрасте. 12
1.3. Межличностные отношения подростков. 32
ГЛАВА 2. Практическое исследование личности подростков и их поведения в конфликтных ситуациях.. 40
2.1. Организация и методы исследования. 40
2.2. Анализ результатов исследования. 44
2.3. Работа по коррекции конфликта в подростковом коллективе. 61
Заключение. 77
Список использованных источников и литературы.. 81
Приложения.. 84
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей подростков и их поведения в конфликтных ситуациях 8
1. 1. Общая характеристика подросткового возраста. 8
1. 2. Формирование
и развитие личности в
1.3. Межличностные отношения подростков. 32
ГЛАВА 2. Практическое
исследование личности подростков и
их поведения в конфликтных
2.1. Организация и методы исследования. 40
2.2. Анализ результатов исследования. 44
2.3. Работа по
коррекции конфликта в
Заключение. 77
Список использованных источников и литературы.. 81
Приложения.. 84
Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Большую роль среди причин, обуславливающих развитие подростка, играет социальная среда: социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.
Многие дети проживают в семьях, где родители не работают, пьянствуют, принуждают детей добывать средства преступным путем, пропивают пенсии и пособия, которые государство выплачивает на содержание детей. Одна из причин, толкающая детей на улицу, — неблагополучная обстановка в семье. Например, число дел на родителей, рассмотренных в 1999 году региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68 регионах) — более 140 тысяч. Из них каждое десятое — дело о лишении родительских прав.
Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми). Так, напряженность и конфликтность в отношениях между супругами продуцируют чрезвычайно широкий спектр аномалий у детей как в их психике, так и в поведении. Особенно угнетающе действует на ребенка предразводная или послеразводная ситуация в семье.
Учитывая теснейшее
Сложность и многогранность личностных изменений в подростковом возрасте в зависимости от влияния социальной среды, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования: "Личностные особенности подростков и их поведение в конфликтных ситуациях".
Объектом исследования является личность подростков.
Предмет исследования: психологические особенности поведения подростков.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы личностных особенностей подростков и их поведения в конфликтных ситуациях.
Исходя из этого задачами данной работы является:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить общую характеристику подросткового возраста; особенности формирования и развития личности подростков; межличностные отношения подростков;
2) провести диагностическое исследование группы подростков с целью выявления конфликтов во взаимоотношениях подростков со сверстниками;
3) разработать программу по устранению конфликтности в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков влияют на их поведение в конфликтной ситуации в группе сверстников. Разработанные на основе диагностики коррекционные мероприятия, способствуют устранению конфликтности подростков.
Методы исследования:
Наблюдение;
тестирование;
приемы психодиагностики;
математические и
Методики исследования:
- изучение конфликтных явлений среди подростков (тест К.Томаса);
- изучение межличностных взаимоотношений (методика социометрии Морено);
- изучение личностных особенностей подростков (методика Шмишека).
Методологическую базу исследования составляет теория возникновения кризиса в подростковом возрасте Фельдштейна Д.И., а также субъектно-деятельностный подход в психологии.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать следующих авторов: А.Т. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Э. Иллеш, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.А. Осодрина, В.А. Петровского, Л.А. Радзиховский, М.В. Розин, А.У. Хараш и др.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.
Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Его теорию можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека, описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. Как и у Божович Л.И. основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит "личностный смысл".
Вопросами подростковой среды, обучения и воспитания занимались Хекхаузен Хайнтц, Эрик Берн (объяснил свой взгляд на становление человеческой судьбы и влияние трансакций на я-концепцию ), Леви К.
Проблема поведения в подростковом возрасте и сейчас привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Кондратенко В.Т., Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В., Селецкий А.И., Тарарухин С.А., Божович Е.Д., Ронзин Д.В., Фельдштейн Д.И., Беличева С.А., Князева М.П., Трифонов О.А., Антонян Ю.М., Лунеев В.В. и др.).
Экспериментальная база исследования. Диагностические исследования проведены с 20 подростками, учащимися МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Санчурск Кировской обл.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в деятельности школьных психологов, педагогов, родителей.
Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Список использованных источников и литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995.- 227 с.
3. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.-190 с.
4. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. - 129 с.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:Совершенство, 1998. - 298 с.
6. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. -39 с.
7. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М. : Наука. - 1990.- 320 с.
8. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб.:Питер, 1998 . -170 с.
9. Вальдман А.В., Звартау Э.Э. Эмоции и поведение. - Л.:ЛГУ.- 1984.-350 с.
10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М. : Знание.- 1984.- 331 с.
11. Вострокунов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитции //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М.,1995. - С.8-11
12. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.:Медицина.-1990.-176 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка// Семья и школа 1997.-№8.-С.9-11
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Обращаться с ребенком. Как? М.: Масс Медиа.-1995.-240 с.
15. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 2001.- 290 с.
16. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 84—85
17. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. 1997. № 1—2 С. 143—145.
18. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю., Борисова Т.Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование//Вопросы психологии. - 1999. - N 4. - С.21-28
19. Зимелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4.- С. 22-27.
20. Краковский А.П. О подростках. М.,1970. - 54 с.
21. Кон И.С. Открытие "я". М.,1978.- С.268
22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира. - Ярославль: «Академия развития»,1997. - 152 с.
23. Лебединская К.С. Подростки
с нарушениями в аффективной
среде: Клинико-
24. Мир детства: подросток./Под ред. А.Г.Хрипковой. М.,1982,
25. Петровский Л.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. - М.: Просвещение, 1993.-117 с.
26. Подросток на перекрестке
эпох: Проблемы и перспективы
социально-психологической
27. Практическая психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс.-2000.- 340 с.
28. Психология современного
подростка. Под ред. Д.И.
29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
30. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М.,1999.-420 с.
31. Рубинштейн С.Л. Общая психология. М.:ИНФРА-Норма.-1999.-560 с.
32. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. - Киев: Вища школа, 2001. - 238 с.
33. Трудный подросток: причины и следствия. Под ред. В.А. Татенко. Киев: Рад. шк. - 1985. - 175 с.
34. Фельдштейн Д.Н. Психология воспитания подростка. М.,1978.-82 с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М.,1974.- С.73
36. Фурманов И.А. Детская
агрессивность:
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
38. Юнг, К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / К. Юнг. М.: Наука, 1982.
Информация о работе Эмоционально-личностное поведение подростков в конфликтной ситуации