Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа
Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения – некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны, был неоднократно подтвержден исследованиями в области психологии развития.
1.Понятие об эмоциях
2.Роль эмоций в деятельности человека
3.Классификация эмоциональных процессов
4.Свойства и закономерность эмоций
5.Конфликтные эмоциональные состояния
6.Высшие эмоции
7.Социальная обусловленность чувств
8.Значение для юридической практики
Т.Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.
Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).
И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.
А.Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций настолько велико (больше 50000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения.
Как отмечает П.В.Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций не получила признания.
Л.В.Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, стыд, растерянность.
Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.
Свойства и закономерности эмоций.
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.
Другая закономерность -- притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и всюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.
Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.
Различные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.
Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.
Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.
Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").
В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.
Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.
Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. Иное выражение эмоций радости; мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.
Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения (рис. 86). При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием*.
* В телевизионном диспуте между кандидатами на пост Президента США Кеннеди и Никсоном (1960) Никсон был виден зрителям со стороны менее контролируемой левой половины лица, что, по мнению американских психологов, поставило его в менее выгодное положение.
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на
которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень
трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен.
Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... - таковы
типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм
подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку
человек реагирует комплексом защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни
индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным
пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа
человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости,
профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,
может быть порождено систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил
стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия,
вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2)
сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия
центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются
нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется
возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном
воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,
зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели
организма).
В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса.
Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические
условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень
высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия),
то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди
оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта
людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно
оценивать ситуации и т. п.
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора
данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом.
Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых
ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.),
использовать средства психологической защиты.
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями
конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его
способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от
опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных
качеств - силы нервной системы.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности -
интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие
преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются
также тип "жертвы" и тип "достойного поведения".
Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе
("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" - острые
конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными
стрессорами - крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные
конфликты и т. д.
При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной
деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-
психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать
стрессогенными (скандалы, ссоры).
Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные
индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия -
жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.
Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в
малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное
непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.
Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной
группы, возникает внутригрупповая "грызня", члены группы начинают искать
индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.
Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации - индивид направляет
свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления
жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.
Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они
вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от
параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических
потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально
значимыми ценностями.
Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически
обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере
интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в
чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и
состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу
индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида,
его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть
доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они
регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -
чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил,
что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам
достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в
труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу
труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует
себя, свои психические и физические возможности.
Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском
нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение
трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде
сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность
человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим
эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и
поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия
социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном
обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и
несправедливости.
Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется
моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их
реализация - нравственностью.