Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:20, реферат
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование
высших эмоций и чувств означает личностное
развитие их обладателя. Такое развитие
может идти в нескольких направлениях.
Во-первых, в направлении, связанном с
включением в сферу эмоциональных переживаний
человека новых объектов, предметов, событий,
людей. Во-вторых, по линии повышения уровня
сознательного, волевого управления и
контроля своих чувств со стороны человека.
В-третьих, в направлении постепенного
включения в нравственную регуляцию более
высоких ценностей и норм: совести, порядочности,
долга, ответственности и т.п.