Эмпатия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:11, реферат

Описание

Эмпатия есть понятие обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон.

Работа состоит из  1 файл

Эмпатия.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

В современной психологии эмпатию  принято трактовать либо как способность  понимать мир переживаний другого  человека, либо как способность приобщаться  к эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:

 

1) понимание чувств, потребностей  другого; 

 

2) вчуствование в событие, объект  искусства, природу; 

 

3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого  или группы;

 

4) свойство психотерапевта.

 

Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: "Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу".

 

В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными.

 

Липпс трактовал эмпатию как  восприятие эстетического объекта - это одновременно акт наслаждения  и познания. Эмпатия есть способ познания объекта - эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.

 

Эмпатия как способность к межличностным  контактам 

 

Способность к межличностным контактам требует прежде всего эмпатии.

 

Эмпатия есть понятие обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке  информации исходящей извне ее расщепления  и путем установления обратной связи  прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды. Эмпатия не есть что-либо застывшее, но процесс в результате которого происходят межличностные контакты, в результате которых человек способен удовлетворять (в рамках социума свои витальные и др. потребности в том числе и высшие. В результате общения происходят изменения и в нейрохимическом статусе каждой из общающихся сторон. Если функция лимбической системы нарушена автоматически нарушается и способность к эмпатии. Получается порочный круг. Чем более высока у человека способность к эмпатии тем более он будет стремится к общению, и, таким образом эти способности станут еще большими и наоборот. Человек с низкими эмпатическими способностями будет избегать общения в результате чего у него будет страдать процесс идентификации и таким образом его витальные потребности удовлетворены не будут. Такие люди склонны к интроспекции и как правило склонны к морализаторству болезненной саморефлексии и ощущении как это называет ряд авторов снижением чувства собственной достоверности, чувством внутренней пустоты, мертвенности, склонности и рассуждательству, а также обладают низким аффективным фоном (дистимией). К чему ведет сенсорная и эмоциональная депривация известно -частенько к психозу. Такие субъекты рациональны, так как их мышление лишено эмоционального достаточного обеспечения. Порой под влиянием внешних обстоятельств стрессового характера они переходят на другой более высокий уровень экзистенции. После чего у них появляется чувство собственной ущербности, т.к. они познали другой более высокий экзистенциальный уровень.

 

Тогда как та крыса нажимающая на рычаг они стремятся вновь  повысить свой низкий эмоциональный  уровень путем приятия психотропных таблеток, участия в различных опасных, связанных с риском делах и.т.п.

 

В своей работе "Заметки об отношении  комплекса неполноценности к  комплексу вины"(1938) Александер разграничивает психологию чувства вины и психологию чувства неполноценности, т.е. стыда. В психоаналитической литературе той поры термины вина и стыд использовались как взаимозаменяемые; Александер показал, однако, что они имеют различное эмоциональное содержание и совершенно противоположные функциональные результаты. Чувство вины - это реакция на какое-либо неправильное действие, совершенное или замышленное по отношению к другому, что вызывает стремление получить наказание. Виновный человек, таким образом, ищет наказания; далее, его вина, тормозя дальнейшую агрессивность, имеет парализующий эффект. Такая реакция наиболее наглядным образом просматривается у депрессивных больных, заторможенных и отсталых, обвиняющих себя в греховности. Стыд с другой стороны, - это реакция на ощущение слабости, неумелости , униженности по отношению к другим. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: она стимулирует агрессивность. Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил. Стыд - настолько примитивная реакция, что проявляется даже у животных; но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть – иначе - когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга..

 

Враждебные, агрессивные, отчужденные  импульсы вызывают чувство вины; оно  в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг, лежащий в основе многих невротических расстройств.

 

Так, Япония является страной базирующейся на культуре стыда, в то время как  США типичный представитель культуры вины. Как иллюстрирующий факт за 1980г.США  произошло 

 

10728 убийств(население 220 млн.человек) , в то время как в Японии было зарегистрировано 48 случаев (население 120 млн.человек). Риск подвергнуться насильственному нападению в Нью-Йорке в 200 раз выше чем в Токио. Эйбл-эйбесфельд трактует подобные факты существованием так называемого "культурального корсета".

 

Можно прийти к выводу, что к формированию деструктивного агрессивного поведения могут приводить  те или иные особенности тесного  взаимодействия между биологическими и социально-средовыми факторами.

 

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

 Термин "эмпатия" введен  Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся  в философской традиции идеи  о симпатии с теориями вчувствования  Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (см. Аффект) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

 Важной характеристикой процессов  эмпатии, отличающей ее от других  видов понимания (идентификации,  принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. Рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 Введение

1 Содержание и границы понятия

2 Этимология

3 В профессиональной деятельности

4 Физиологические аспекты

5 Клинические аспекты

Примечания

 

Введение

 

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

 

1. Содержание и границы понятия

 

Слово «эмпатия» не имеет коннотаций с какими-то конкретными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

 

Значение термина может несколько  различаться в зависимости от контекста. Так в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом, проявление эмпатии означает, во первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания.[2] Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

 

С точки зрения психологии, способность  к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. Существуют методики выявления уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности.[3] Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению.[4] Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.[5]

 

Ряд исследователей подчёркивает в  эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции от тех, что возникли в ответ на эмоции партнёра.[1]

 

В фантастических произведениях способность  к эмпатии часто считается  экстрасенсорной и доступной  лишь некоторым людям. Такая эмпатия  больше всего похожа на эмоциональную  телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое.[6][7] В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

 

2. Этимология

 

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером,[8] который калькировал  немецкое слово einfühling, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.[4]

 

Одно из первых[4] определений эмпатии  сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние  пациента, ставим себя в это состояние  и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».[9]

 

3. В профессиональной деятельности

 

Развитая способность к эмпатии  является профессионально важным качеством  для людей, чья работа непосредственно  связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). [4]

 

Для психотерапевтов  развитая способность к эмпатии  оказалась достаточно важной, чтобы  была разработана техника эмпатического  слушания, помогающая понимать эмоциональное  состояние собеседника.[10]

 

4. Физиологические  аспекты

 

Активность  мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают  как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов во фронтальной  коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета.[11] Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.[12][13][14][15][16]

 

5. Клинические  аспекты

 

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.


Информация о работе Эмпатия