Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:00, реферат
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления………………………………………………………………………….4
2. Эмпирическое мышление……………………………………………………...7
3. Теоретическое мышление……………………………………………………...8
4. Основные мыслительные действия………………………………………….10
5. Мышление как процесс решения задач……………………………………...12
6. Мышление как родовая способность человека……………………………..15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психологические особенности
эмпирического и теоретического мышления…………………………………………………………
2. Эмпирическое мышление………………………
3. Теоретическое мышление……………………
4. Основные мыслительные действия………………………………………….10
5. Мышление как процесс
решения задач……………………………………...
6. Мышление как родовая
способность человека…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..22
Введение
Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
В данной работе подробнее будет рассмотрено, что же такое мышление, его сущность, классификация мышление по типам и видам. А также индивидуальные особенности мышления.
1. Психологические особенности эмпирического и теоретического мышления
При рациональном
познании предметного и
Так, в
рациональном виде может
Эмпирическое
мышление сохраняет свою связь
с восприятием. В ходе
Результатом эмпирического
мышления выступает знание
Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классы предметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочную деятельность мышления. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, т.е. то, что в них совпадает, повторяется.
Какие же функции
выполняет эмпирическое
Во-первых, эмпирическое
мышление обеспечивает
Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные. Из юридической практики известно, что близкие по своему качеству и уровню результаты работ различных по опыту следователей могут быть неоднозначно оценены руководителем следственного управления; он ориентируется на возможности следователей.
В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. Эмпирическое мышление обобщает действительность, выделяя сходное и различное, меру сходства и различия, оно соотносит предметы и явления друг с другом и квалифицирует их как принадлежащие или не принадлежащие к одной группе, классу, роду и т.п.
Таким образом,
основными чертами
Качественно
иными особенностями
Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему; это органические, развивающиеся системы. В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В зависимостях, раскрываемых теорией, одна вещь выступает как способ проявления другой внутри некоторого целого.
Различие
содержания эмпирического и
В противоположность
этому внутренние, существенные
зависимости непосредственно
Теоретическое
понятие выступает как такая
структура мыслительной
2. Эмпирическое мышление
Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.
Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешние сходные черты познаваемых объектов, т.е. это знание формально общего.
Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классы предметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочную деятельность мышления. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, т.е. то, что в них совпадает, повторяется.
Какие же функции
выполняет эмпирическое мышление в
жизни человека? Можно выделить,
по крайней мере, три жизненно необходимых
функции эмпирического
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Сталкиваясь с большим количеством окружающих его предметов и явлений, человек испытывает потребность в их упорядочивании. Сама действительность помогает ему в этом; она устроена так, что в предметах, явлениях, ситуациях есть моменты, более или менее совпадающие, сходные и более или менее различные, расходящиеся. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.
Во-вторых, эмпирическое
мышление позволяет субъекту определять
меру сходства и различия. В зависимости
от практико-житейских задач
В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. Эмпирическое мышление обобщает действительность, выделяя сходное и различное, меру сходства и различия, оно соотносит предметы и явления друг с другом и квалифицирует их как принадлежащие или не принадлежащие к одной группе, классу, роду и т.п.
Таким образом,
основными чертами
3. Теоретическое мышление
Теоретическое
мышление - это мышление, не ведущее
непосредственно к