Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:28, реферат
Эмпирическое теоритеческое мышление, виды и понятие.
Мышление отдельных людей так же подразделяется на преимущественно образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.
По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.
Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного – понятие.
В зависимости от глубины обобщённости различают эмпирическое и теоретическое мышление.
Эмпирическое мышление даёт первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события.
Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.
В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач:
Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач.
Творческое
мышление приводит к новым открытиям,
принципиально новым результатам.
Глава
2. Психологические особенности
эмпирического и теоретического
мышления.
§1. Эмпирическое мышление
Эмпирическое мышление сохраняет свою связь с восприятием. В ходе эмпирического мышления познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. В процессе познания субъект ориентируется на внешние условия существования объекта и на то содержание в нем, которое прямо доступно восприятию и наблюдению.
Результатом
эмпирического мышления выступает
знание непосредственного в
Эмпирическое
мышление вполне достаточно там, где
нужно выделить классы предметов
по сходным чертам. Это позволяет
характеризовать его как
Какие
же функции выполняет эмпирическое
мышление в жизни человека? Можно
выделить, по крайней мере, три жизненно
необходимых функции
Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Сталкиваясь с большим количеством окружающих его предметов и явлений, человек испытывает потребность в их упорядочивании. Сама действительность помогает ему в этом; она устроена так, что в предметах, явлениях, ситуациях есть моменты, более или менее совпадающие, сходные и более или менее различные, расходящиеся. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.
Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные. Из юридической практики известно, что близкие по своему качеству и уровню результаты работ различных по опыту следователей могут быть неоднозначно оценены руководителем следственного управления; он ориентируется на возможности следователей.
В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. Эмпирическое мышление обобщает действительность, выделяя сходное и различное, меру сходства и различия, оно соотносит предметы и явления друг с другом и квалифицирует их как принадлежащие или не принадлежащие к одной группе, классу, роду и т.п.
Таким
образом, основными чертами
§2.
Теоретическое мышление
Теоретическое
мышление - это мышление, не ведущее непосредственно
к практическому действию. Т. м. противопоставляется
практическому мышлению, заключением
которого является, по выражению Аристотеля,
поступок. Т. м. руководствуется особой
установкой и всегда связано с созданием
специфического "теоретического мира"
и проведением достаточно отчетливой
границы между ним и реальным миром. Различение
Т. м. и практического мышления имеет давнюю
традицию. Уже Аристотель различал созерцательную
(теоретическую) мысль, ориентированную
на поиск истины, мысль, направляющую поведение,
и созидание - творчество. Э. Гуссерль пишет,
что, следуя теоретической установке,
"человек начинает различать представление
о мире от реального мира, и для него встает
новый вопрос - вопрос об истине,... об истине
самой по себе"; такая установка придает
ученому "стойкую решимость посвятить
всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее
как универсальную жизнь, делу теории,
чтобы отныне строить теоретическое знание
на теоретическом знании". Интерес теоретического
мышления не сводится, таким образом, к
вопросу: "Что я могу знать?", но включает
также вопрос: "Что я должен делать?"
в той мере в какой ответом на него не является
конкретное действие. Иначе разграничивает
Т. м. и практическое мышление И. Кант, согласно
которому разум, выступая в своих практических
функциях (как "практический разум")
дает человеку "законы свободы", т.
е. моральные принципы, делающие его независимым
в своем поведении от "механизма"
природы и конечных условий эмпирического
существования. Практический разум имеет
дело с проблемами этики и включает "все,
что возможно посредством свободы или
благодаря ей". Кант утверждает главенство
практического разума над теоретическим.
Истолкование практического разума как
мышления, имеющего дело с сознательным
решением и действием, получило дальнейшее
развитие в классической немецкой философии
(Фихте, Шеллинг, Гегель). Противопоставление
"теоретического" вопроса об устройстве
мира и "практического" вопроса о
направлении человеческой деятельности
послужило одной из предпосылок характерного
для начала этого века неоправданно резкого
противопоставления "есть" и "должен",
"теоретического" и "практического"
знания и исключения этики, теории права
и других наук, имеющих дело с долженствованием,
из сферы Т. м. В последние десятилетия
кантовская традиция в истолковании Т.
м. отходит на задний план, уступая место
аристотелевской традиции, включающей
рассуждения о моральном и ином долге
в компетенцию Т. м. (см.: Высказывание,
Оценочное высказывание, "Юма принцип").
Заключение
Мышление
является высшим познавательным процессом.
Оно представляет собой форму творческого
отражения человеком действительности,
порождающую такой результат, которого
в самой действительности или
у субъекта на данный момент времени
не существует. Мышление человека также
можно понимать как творческое
преобразование имеющихся в
памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических
процессов познания состоит в том,
что оно всегда связано с
активным изменением условий,
в которых находится человек. Мышление
всегда направлено на решение какой-либо
задачи. В процессе мышления
производится целенаправленное
и целесообразное преобразование
действительности. Мышление — это особого
рода умственная и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
преобразовательного и познавательного
характера. Всякий мыслительный
процесс является по своему внутреннему
строению действием или актом деятельности,
направленным на разрешение определенной
задачи. Задача эта заключает
в себе цель для мыслительной
деятельности индивида. Мыслительный
акт субъекта исходит из
тех или иных мотивов. Начальным
моментом мыслительного процесса обычно
является проблемная ситуация,
т.е. ситуация, для которой
нет готовых средств решения.
Мыслить человек начинает, когда
у него появляется потребность
что-то понять. Мышление обычно
начинается с проблемы или вопроса,
с удивления или недоумения,
с противоречия.
Список
литературы