Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Целью исследования стало составление психологического портрета учителя.
Предмет - выявление психологических особенностей личности педагога. Для конкретизации цели были сформулированы задачи исследовательской работы:
- определить круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения названной темы;
- изучить психологические особенности личности педагогов;

Содержание

Введение…………………………………………………………..........................3
1. Личностные особенности педагогов
1.1Структура педагогической деятельности ………...........................................4
1.2 Психологические особенности педагогов…………………………………..5
1.3 Психологические требования к личности учителя………………………..11
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

юля.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

                            Диагностика учителей с помощью методики

« Психологический  портрет учителя» 

Цель: выявление качеств личности, необходимых для эффективной работы учителя.

Материал: бланк теста [Приложение ], канцелярские принадлежности

Протокол  проведения: испытуемым была предложена методика «Психологический портрет учителя». Далее экспериментатором была объяснена инструкция: из предложенных вариантов выбрать тот вариант, который точнее всего отражает мысли испытуемого. После объяснения задания испытуемые приступили к работе. Во время выполнения методики  затруднений не возникло. Далее были подсчитаны результаты. 

Анализ  и интерпретация результатов:

    1. Приоритетные ценности:

 преобладание  первого варианта – гуманистическая направленность (3 человека);

преобладание  второго варианта – значимость отношений (5 человек);

преобладание  третьего варианта – самодостаточность (5 человек); 

    1. Психоэмоциональное  состояние:

преобладание  первого варианта -  неблагополучное (2 человека);

преобладание  второго варианта -  нестабильное (2 человека);

преобладание  третьего варианта -  стабильное (9 человек);

    1. Самооценка:

преобладание  первого варианта – позитивная самооценка (10 человек);

преобладание  второго варианта – неустойчивая самооценка (1 человек);

преобладание  третьего варианта – негативное самовосприятие (2человека);

4.       Стиль преподавания:

преобладание  первого варианта – демократический стиль (10 человек);

преобладание  второго варианта – либеральный стиль (0 человек);

преобладание  третьего варианта – авторитарный стиль (3 человека);

5.     Уровень субъективного контроля

преобладание первого варианта – высокий уровень субъективного контроля (11человек);

преобладание  второго варианта – недостаточная  сформированность ответственности  за сложившиеся отношения (2 человека);

преобладание  третьего варианта – сниженный уровень  субъективного контроля (0 человек);

 На  основе анализа результатов можно  выделить следующие качества, необходимые  для эффективной роботы учителя: принятие каждого ученика, благополучное психоэмоциональное состояние,позитивное восприятие, гибкость.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.
        Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей - эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки - нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы несостоятельны, потому что истоки этих проблем - не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами.
          В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удалось не только сделать обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
        На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
     Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1. Принятие  каждого ученика, признание и  уважение его как личности. 
2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность. 
3. Позитивное самовосприятие. 
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения. 
5. Ответственность.
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной  психологии // Советская педагогика – 1954. - №8: С.30-35.
  2. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. – Арх., 1997. 439с.
  3. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. – М., 1992. 279 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М., 1991. 567 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н / Д., 1997. 266 с.
  6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 434 с.
  7. Кан – Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М., 1990. 382 с.
  8. Круженин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н / Д., 1995. 472 с.
  9. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 438 с.
  10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. 445 с.
  11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998. 375 с.

12 Выготский  Л.С. Педагогическая психология / Под ред. ВВ.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

13. Выпряжкина  И.Б. Критерии психологической  компетентности учителя // Сборник  Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003, С. 37-41

14. Голубева  Э.А. Способность и индивидуальность. М., 1993.

15. Запорожец  А.В. Избр. психол. труды: В 2 т.  М., 1986.

16. Зимняя  И.А. Педагогическая психология. М., 2001.

17. Климов  Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

18. Кузьмина  Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

19. Леонтьев  А.Н. Избр. психол. произведения: В  2 т. М., 1983.

20. Маркова  А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

21. Митина  Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

22. Митина  Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.

23. Орлов  А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16-26.

24. Шингаев  С. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального  здоровья // Психология обучения. - 2009. - № 10.

25.Якунин В.А.  Педагогическая психология. – С.-П., 2000. 468 с 
 
 

                                  
 
 
 

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей