Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью исследования стало составление психологического портрета учителя.
Предмет - выявление психологических особенностей личности педагога. Для конкретизации цели были сформулированы задачи исследовательской работы:
- определить круг психолого-педагогической литературы, необходимой для изучения названной темы;
- изучить психологические особенности личности педагогов;
Введение…………………………………………………………..........................3
1. Личностные особенности педагогов
1.1Структура педагогической деятельности ………...........................................4
1.2 Психологические особенности педагогов…………………………………..5
1.3 Психологические требования к личности учителя………………………..11
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………...16
Заключение……………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………
Диагностика учителей с помощью методики
« Психологический
портрет учителя»
Цель: выявление качеств личности, необходимых для эффективной работы учителя.
Материал: бланк теста [Приложение ], канцелярские принадлежности
Протокол
проведения: испытуемым была предложена
методика «Психологический портрет учителя».
Далее экспериментатором была объяснена
инструкция: из предложенных вариантов
выбрать тот вариант, который точнее всего
отражает мысли испытуемого. После объяснения
задания испытуемые приступили к работе.
Во время выполнения методики затруднений
не возникло. Далее были подсчитаны результаты.
Анализ и интерпретация результатов:
преобладание первого варианта – гуманистическая направленность (3 человека);
преобладание второго варианта – значимость отношений (5 человек);
преобладание
третьего варианта – самодостаточность
(5 человек);
преобладание первого варианта - неблагополучное (2 человека);
преобладание второго варианта - нестабильное (2 человека);
преобладание третьего варианта - стабильное (9 человек);
преобладание первого варианта – позитивная самооценка (10 человек);
преобладание второго варианта – неустойчивая самооценка (1 человек);
преобладание третьего варианта – негативное самовосприятие (2человека);
4. Стиль преподавания:
преобладание первого варианта – демократический стиль (10 человек);
преобладание второго варианта – либеральный стиль (0 человек);
преобладание третьего варианта – авторитарный стиль (3 человека);
5. Уровень субъективного контроля
преобладание первого варианта – высокий уровень субъективного контроля (11человек);
преобладание второго варианта – недостаточная сформированность ответственности за сложившиеся отношения (2 человека);
преобладание третьего варианта – сниженный уровень субъективного контроля (0 человек);
На
основе анализа результатов
Заключение
Профессия учителя относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на учителя, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведет его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям. |
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей - эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки - нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы несостоятельны, потому что истоки этих проблем - не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами. |
В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим людям удалось не только сделать обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. |
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. |
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие: |
1. Принятие
каждого ученика, признание и
уважение его как личности. 2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность. 3. Позитивное самовосприятие. 4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения. 5. Ответственность. |
Список
используемой литературы
12 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. ВВ.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
13. Выпряжкина И.Б. Критерии психологической компетентности учителя // Сборник Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003, С. 37-41
14. Голубева Э.А. Способность и индивидуальность. М., 1993.
15. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001.
17. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
18. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
19. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М., 1983.
20. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
21. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
22. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.
23. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 16-26.
24. Шингаев
С. Психологический портрет
25.Якунин В.А.
Педагогическая психология. – С.-П.,
2000. 468 с
Информация о работе Эмпирическое исследование психологических особенностей учителей