Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 00:02, курсовая работа
В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 1 класса и проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 1класса через уроки трудового обучения.
Глава 2
Эмпирическое изучение познавательных интересов младших школьников на уроках трудового обучения
2.1. Организация исследования
В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 1 класса и проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 1класса через уроки трудового обучения.
Задачи:
Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 1класса на констатирующем этапе;
Разработать учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 1 класса.
Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 1 класса и сделать выводы.
На основе определения ключевого понятия
познавательный интерес – это потребность
в знаниях, ориентирующая человека в окружающей
действительности, заставляющая его активно
стремится к познанию, к поиску способов
и средств удовлетворения, имеющейся у
него «жажды знаний»; мы разработали критерии,
показатели, уровни. За основу взяли такие
критерии: наличие интереса к учебной
деятельности у учащихся 1 класса; наличие
мотива, требующего заниматься этой деятельностью
у учащихся 1 класса и ориентационные
качества учащегося 1 класса.
Таким образом, данные можно использовать при проведении эксперимента.
Для
их решения используются различные
методы и методики. Прямые методы изучения
интересов основаны на анализе высказываний
детей, самооценке ими своих данных
по различным анкетам и
Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.
Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.
2.2. Методика проведения исследования
Исследование проводилось на МОУ СОШ п. Дружба Правдинского района Калининградской области.
В исследовании принимали участие ученики 1-го класса. Всего обследовано 10 школьников в возрасте 7-8 лет.
Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа.
Для диагностики были использованы следующие методики:
М.В. Матюхина « Перечень любимых занятий» ;
А.А. Горчинская « Познавательная активность младшего школьника»;
Л.В. Байбородова «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»;
М.Р. Гинзбурга « Изучение учебной мотивации».
Испытуемые призывались быть аккуратными,т.к небрежность в выполнении задания приводит к недостоверности результатов.
Время выполнения теста не ограничено. В среднем тест занимал 10 – 15 минут.
По прохождении теста всеми испытуемыми проверялись бланки ответов.
В целом испытуемые отнеслись к тестированию внимательно, ответственно, серьезно. Полученные результаты были проанализированы. В итоге прошло успешно и результативно.
Первая методика, которую мы проведем с детьми будет методика А. А. Горчинской « Познавательная активность младшего школьника».
Цель методики: Оценка степени выраженности познавательного активности младших школьников.
Материал: Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения: Школьнику дается
бланк стандартизированной
Далее мы провели методику
М.В. Матюхиной « Перечень
Цель методики: Выявить уровень
развития интереса к
Материал: Бланк с перечнем занятий.
Перечень представлен таким
Ход проведения: Испытуемому предъявляется
бланк с перечнем занятий и
предлагается выбрать самые
Следующая методика Л.В.
Цель методики: Выявление мотивов поведения учащихся.
Ход проведения: учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.
Последняя методика М.Р.
2.3.
Результаты исследования
и их интерпритация.
В исследовании принимали участие дети
в возрасте 7 – 8 лет, в количестве 10
человек. Проживающих в п. Дружба Правдинского
район Калининградской области. Обследование
проводилось в апреле 2011 года в МОУ СОШ
п. Дружба.