Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:23, реферат

Описание

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4

Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7

Заключение………………………………………………………………………..9
Список использованной литературы…………………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

МОЙ РЕФ. ПИАЖЕ.docx

— 16.86 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4

 

Психическое развитие ребенка  по Пиаже Ж.…………………………...7

 

Заключение………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы…………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Развитие психики человеческого  индивида — это обусловленный  и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

 

Онтогенез человеческой психики  носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез  путем создания необходимых для  него естественных предпосылок и  социальных условий. Человек рождается  с природными возможностями человеческого  психического развития, которые реализуются  в общественных условиях его жизни  с помощью средств, созданных  обществом.

 

Соответственно, некоторые  теоретики предложили стадиальную  модель для понимания фаз роста  и развития в жизни человека.  Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд  особенностей детских представлений  о мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так  же создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНК ПО ЖАНУ ПИАЖЕ

Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного  возраста мира и собственного Я (своих  действий, мыслей), анимизм (одушевление  мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.

Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской  логики, для которой свойственны:

-       синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

-       нечувствительность  к противоречиям;

-       переход  от частного к частному без  обращения к общему;

-       непонимание  относительности некоторых понятий;

Кроме того, эгоцентризм проявляется  в эгоцентрической речи. Пиаже  считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и  не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что  другие его понимают (так же как  и он себя), и не испытывает желания  воздействовать на собеседника и  действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой  точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент  эгоцентрической речи (эгоцентрическая  речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка  и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между  детьми-ровесниками.

С возрастом коэффициент  эгоцентрической речи уменьшается:

1.     В 3 года  он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи);

2.     От 3 до 6 лет  — постепенно убывает;

3.     После 7 лет  практически исчезает совсем;

В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения  принуждения, процент эгоцентрической  речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.

Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что  субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления.

В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.

Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие  периоды:

-       период  сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);

-       период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);

-       период  формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).

Пиаже рассматривал психическое  развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей  степени генетически, нежели воспитанием  и обучением.

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил.

Согласно его эпигенетической  концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает  в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся  пространством его социальных связей.

Жан Пиаже придерживался  скорее генетического подхода к  вопросу развития психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического  контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не зависящим  от обучения.

Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило  провести грань между понятиями  инфантилизм и зрелость личности. По мнению Пиаже, по мере взросления процент  эгоцентрической речи уменьшается  до практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в  социум взрослый индивид имеет возможность  продуктивно общаться — получать и реагировать на обратную связь.


Информация о работе Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности