Этапы и развитие конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:52, реферат

Описание

Исследование проблем конфликта и согласия требует фундаментальных усилий ученых различных специальностей. На Западе уже в течение многих десятилетий, особенно в конце 20 в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты и сборники статей. Есть все основания говорить о создании самостоятельной комплексной науки конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизма конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения. Но в нашей стране эта наука еще не развита, хотя на русском языке уже издано немало работ о конфликтах и путях их разрешения.

Содержание

Введение

1.Эволюция научных взглядов на конфликт
2.История отечественной конфликтологии
3.Общая характеристика зарубежной конфликтологии
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 64.88 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Этапы  развития конфликтологии» 
 
 

Выполнила: студентка

4 курса  2 группы

Илюшина Н.А.

Проверила:

Медведева В.Е.

Орел, 2009

Содержание

Введение

  1. Эволюция научных  взглядов на конфликт
  2. История отечественной конфликтологии
  3. Общая характеристика зарубежной конфликтологии

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Конфликты —  одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран  и народов, другие вовлекали большие  и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и  мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности  тоже можно рассматривать как  стремление создать универсальный  механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах  жестокого царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965 — 928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать  конфликты.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали  теоретические модели бесконфликтного  общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты.

Сегодня конфликты  — повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед  альтернативой: либо он станет веком  конфликтности, либо он будет последним  веком в истории цивилизации. Конфликты в 20 в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит  о решающей роли конфликтов в жизни  отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам 20 в. Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским  потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец  столетия поставил Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять  народом и властью диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории  всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития и  разрешения конфликтов только за последнее  десятилетие оплачено жизнями сотен  тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все  же великой державы.

Для эффективного решения возникающих проблем  каждому человеку необходимо усвоить  необходимый уровень теоретических  знаний и практических навыков поведения  в конфликтных ситуациях, а также  знания о причинах возникновения  и способах решения конфликтов.

В исторической и художественной литературе описано  огромное количество различающихся  по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных  ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние 5 тысяч лет человечество участвовало приблизительно в 15 тысячах  локальных и общих войн — одной  из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого  факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации  пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения  силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные  ситуации возникают и «расширяются»  из самых мелких и, казалось бы, примитивных  ситуаций, поводов, причин, и поэтому  рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а  также способов его разрешения является самым важным предметом социальной психологии как науки.

Известно, что  у всех конфликтов имеется психологическая  составляющая, основанная на специфике  внутренней жизни человека, а также  его социальных отношениях.

Исследование  проблем конфликта и согласия требует фундаментальных усилий ученых различных специальностей. На Западе уже в течение многих десятилетий, особенно в конце 20 в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты и сборники статей. Есть все основания говорить о создании самостоятельной комплексной науки конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизма конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения. Но в нашей стране эта наука еще не развита, хотя на русском языке уже издано немало работ о конфликтах и путях их разрешения.

Вполне понятно, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно связана со смежными науками, многое черпает из них и, в сою очередь, их обогащает. Это, прежде всего, социология и социальная психология, с которыми конфликтология имеет много общего, так как  исследует, подобно названным наукам, отношения между людьми. Далее, это  история, дающая богатую пищу для  размышлений о причинах человеческих поступков. Это, наконец, политология, экономика, этиология и другие общественные науки, конкретизирующие природу, механизмы  развития и последствия конфликтов различного рода. К числу таких  наук относятся также правоведение и государствоведение, изучающие  юридические формы взаимодействия людей, будь то сотрудничество, мирное сосуществование, противодействие  или борьба.

К сожалению, отечественная  психология одной из последних сделала  конфликты предметом своего изучения, что определяет совсем небольшой  выбор литературы на русском языке, хотя за последнее время вышло  в свет множество популярных брошюр и книг, содержащих полезные сведения относительно того, как успешно справляться  с конфликтами. Однако, работ, дающих целостное и систематическое  освещение проблем конфликтологии, пока весьма немного. Поэтому трудно найти необходимые сведения, имеющие  прямое отношение к источникам конфликтов, схемами их протекания, психологическим  законам, лежащим в основе любого способа разрешения противоречий между  людьми как в личной и профессиональной, так и в социальной жизни.

Также следует  отметить, что в 1989 г. была создана  Российско-Американская программа  по конфликтологии. В рамках этой программы  при содействии Института по изучению и разрешению конфликтов (CRI) произошло основание Петербургского Центра разрешения конфликтов, задачи которого не только познавательно-теоретические, но и утилитарно практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами.

Таким образом, проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой  времени, и решение ее требует  не только определенных знаний, но и  желания самих людей к бесконфликтному  решению вопросов. В своей работе мы попытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру, а также пути разрешения конфликта и защиты от него. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Эволюция научных взглядов на конфликт

     Появившись  с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.

     Древнее время. Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII—VI вв. до н. э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего — во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.

     В Древней Греции возникает философское  учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 — 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. 6 — нач. 5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости», — писал он.

     К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального  конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего  сущего, а Платой, (ок. 428 — 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее, в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время.

     Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490—425 до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира — дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341—270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

     Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда  пытались определить критерии «справедливого»  и «несправедливого» насилия. В  частности, Цицерон (106—43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О государстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345—430) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе «О граде божьем», звучат вполне современно:

     ... Тe, которые нарушают мирр, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям..

     Средние века. Фома Ливийский (1225—1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой  войны:  для нее должна  быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и насилие являются всегда грехом».

     Одну  из первых попыток системного анализа  социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Пикколо Макиавелли (1469—1527). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

     Эразм Роттердамский (1469—1536) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны. Они ощущают и видят свое могущество лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей.

Информация о работе Этапы и развитие конфликтологии