Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:25, контрольная работа
Развитие психики человека непрерывно в течение жизни. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.
Введение……………………………………………………………..2
Этапы когнитивного развития личности
Периодизация Жана Пиаже………………………………….2
Периодизация А. Валлона……………………………………3
Этапы нравственного развития личности
Периодизация Л. Колберга………………………………......5
Женская концепция нравственности по Гиллиган………...8
Заключение…………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………….11
Период геронтогенеза (старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 — у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. Роль личности в сохранении индивидуальной организации и регуляции активности в период геронтогенеза усиливается.
По данным исследований, неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида.
Исследование динамики когнитивных
способностей (вербальных и невербальных)
у людей от 20 до 80 лет представлена
на рис. 16-5 (цит. по: Гамезо М. В., Герасимова
В. С., Горелова Г. Г. и др., 1999). Из графика
видно, что умственные способности
(такие как словарный запас
и владение абстрактными понятиями)
не снижаются до 60-летнего возраста
и изменяются незначительно к 80 годам.
Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и старческом возрасте. Здесь существенную роль играет целый ряд факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.
Включеность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров — пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров — скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.
Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Ф. Гизе выделяет три типа старости:
1) «старик-негативист»,
2) «старик-экстраверт»,
3) «старик-интроверт», человек для
которого характерно острое
Женская концепция нравственности (по Гиллиган)
Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без внимания нравственность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и самоотречение, и низводит таким образом большинство женщин до третьей стадии нравственного развития.
Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред,-«эгоистом» 2 . Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.
Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование.
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи.
Впоследствии Кольберг
Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать спор между ними из-за ребенка, предлагает разрезать его пополам.
Уровень 2: самопожертвование. Социальные
нормы, которым большей частью приходится
следовать женщине, заставляют ее переходить
к удовлетворению собственных желаний
лишь после удовлетворения потребности
других. Эта роль «хорошей матери»,
когда женщина вынуждена вести
себя сообразно ожиданиям других
людей и чувствовать
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать.
Уровень 3: самоуважение. На этом уровне
женщина понимает, что только она
сама способна сделать выбор, касающийся
ее собственной жизни, если он не причинит
вреда людям, связанным с нею
семейными или социальными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.
Пиаже интересовал
только один вопрос: как ребенок, наделенный
рефлексами, приходит к знаниям и
взрослой логике мышления. Пиаже считал
интеллектуальное развитие ребенка
основой других аспектов психического
развития. Так, он считал, что развитие
нравственности тесно связано с
когнитивными возможностями. Для того,
чтобы выносить какие-то моральные
суждения, ребенок должен усвоить
правила рассуждения в
Различия между концепциями Пиаже и Баллона в основном касаются подхода к когнитивному развитию ребенка. Если Пиаже пытается понять, какими путями ребенок достигает мышления взрослого человека, то Валлон концентрирует внимание на формировании поведения и личности, рассматривая когнитивные способности лишь как один из компонентов этого процесса. Кроме того, Пиаже со столь свойственным ему биологизмом пытается пролить свет на общие законы, управляющие развитием организма в его непрерывном стремлении к равновесию, Валлон же настаивает на сложности хода развития, обусловленной постоянным взаимодействием между индивидуумом и окружающей его социальной средой.
Важной социально-психологической проблемой является нравственное
взросление, в науке ее иногда называют проблемой морального развития
ребенка. Опираясь на труды Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии детей,
американский психолог Л. Кольберг разработал теорию нравственного
развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и
умственного развития. В серии такого рода исследований Л. Кольберг ставил
детей и подростков перед гипотетически моральными дилеммами. Уровень
нравственного развития ребенка определяется не самим ответом, а пониманием
того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину своего
выбора.
Гендерный подход предлагает К. Гиллиган, подвергая сомнению
валидность теории Л. Кольберга по отношению к женщинам. В силу того, что
решения женщины основываются скорее на этике заботы, нежели морали
справедливости, К. Гиллиган обосновывает наличие отличных условий для
морального развития женщин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Этапы когнитивного и нравственного развития личности