Этические принципы работы практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:53, практическая работа

Описание

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Содержание

1. Этические проблемы работы психолога.

2. Основные принципы работы практического психолога.

3. Этические стандарты психолога.

4. Этические нормы профконсультанта службы занятости.

5. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Этические принципы работы.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

3.5. Психологи  не должны пользоваться властью,  которую их статус может им  дать, для требования особых рабочих  условий или платы, превосходящей  принятую в обычных обстоятельствах. 

3.6. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

3.7. Психологи  не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами. 

3.8. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

3.9. Психологи  должны соблюдать особую осторожность  в том, чтобы не вызвать необоснованных  ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.

4. Об исследовательских  работах и образовании. 

4.1. Все психологи,  в какой бы области психологии  они ни работали, должны стремиться  способствовать прогрессу науки  вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

4.2. При выполнении  исследований психологи должны  категорически отказываться от  действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

4.3. Если психологическое  исследование сопровождается каким-либо  временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок  или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

4.4. Если условия  эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.

4.5. Психологические  исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и  обсервационные, должны всегда выполняться  с уважением по отношению к  достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности  и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

4.6. При экспериментах  над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.

 Как мы  видим, все вышеперечисленные  этические стандарты работы психолога  основаны на принципах работы  практического психолога и направлены  на соблюдение прав и свобод  человека и на достижение гуманитарных  и социальных целей (благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни). 

4. Этические  нормы профконсультанта службы  занятости.

 В качестве  примера применения вышеперечисленных  принципов и норм рассмотрим этические нормы профконсультанта службы занятости.

 Этические  нормы призваны обеспечить:

1) решение профессиональных  задач в соответствии с этическими  нормами;

2) защиту клиентов  от непрофессионального и неэтичного  поведения консультанта;

 3) сохранение доверия между профконсультантом и клиентом, а также между сотрудниками службы занятости и коллегами;

4) укрепление  авторитета службы занятости  среди населения.

 Основными  этическими принципами профконсультанта  службы занятости, определяющими его деятельность, являются:

 компетентность;

 конфиденциальность;

 равноправное  сотрудничество с клиентом, поддержка  его активности;

 лояльность  по отношению к клиенту;

 лояльность  по отношению к коллегам.

 Компетентность

 Достижение  высокого уровня профессиональной компетентности является одним из главных принципов деятельности специалистов, работающих в области профессионального консультирования безработных граждан и незанятого населения.

1. Профконсультирование  в службе занятости осуществляется  специалистом, прошедшим специальную подготовку, стажировку и имеющим допуск к консультированию безработных граждан.

2. Профконсультант  должен постоянно повышать свою  квалификацию, знакомиться с новыми  достижениями в сфере своей  деятельности. Специалист по профконсультированию должен способствовать улучшению качества подготовки специалистов в этой области, передавать свой опыт.

3. Профконсультант  берет на себя решение только  тех задач, в которых он профессионально  компетентен.

 Если в  ходе консультации выясняется необходимость привлечения профконсультантов более высокой квалификации или специалиста службы занятости другого профиля, то профконсультант должен создать для этого необходимые условия.

4. Профконсультант  выбирает методы работы, адекватные  задачам и конкретной ситуации консультирования, использует средства профессиональной и психологической диагностики лишь в том случае, если без них решение профессиональных задач невозможно.

5. Профконсультант  использует в своей деятельности  только те методы профессиональной и психологической диагностики, которые ему хорошо известны. Применяемые профконсультантом методики должны быть стандартизованными и адаптированными к контингенту клиентов службы занятости. Результаты, полученные при использовании методик, должны быть надежными, то есть любой другой профконсультант при проведении повторного исследования с тем же клиентом по тем же методикам должен получать аналогичные результаты.

6. При использовании  компьютерных методов профдиагностики  профконсультант должен убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

 Конфиденциальность

 Принцип конфиденциальности  в деятельности профконсультанта  означает, что информация, полученная  профконсультантом в процессе его работы с клиентом, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против клиента.

 Достижению  соблюдения этого принципа способствует  выполнение следующих норм:

1. Профконсультант  обязан проинформировать своего  клиента о пределах конфиденциальности  в отношении полученной от  него информации.

2. Профконсультант  обязан хранить тайну в отношении  всей полученной о клиенте  информации.

3. Профконсультант  не должен стремиться к сбору всей информации о клиенте. Он собирает и использует лишь ту информацию, которая необходима для решения задачи (трудоустройство клиента, оказание ему психологической поддержки и т.д.) и которая добровольно сообщается клиентом или официально получена профконсультантом от других специалистов службы занятости.

4. Профконсультант  обсуждает информацию, полученную  в ходе консультации, только в  целях решения проблем клиента,  только с теми людьми, которые  могут содействовать решению  этих проблем, и только с согласия клиента.

5. Профконсультант  документирует свою работу, документация  содержит только необходимую  информацию, зарегистрированную в  стандартной форме.

 Вся информация  о клиенте регистрируется и  хранится с учетом строгой  конфиденциальности. Отчеты о профессиональной  деятельности должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента другими людьми.

6. Профконсультант  может использовать полученную  в ходе профессиональной деятельности  информацию в научных и методических  целях сам или передавать ее  третьим лицам только в статистической форме, передача информации не должна нарушать требований конфиденциальности.

7. На присутствие  третьих лиц во время профконсультации  необходимо предварительное согласие  клиента.

 Равноправное  сотрудничество с клиентом. Поддержка активности клиента.

 Позиция профконсультанта  по отношению к клиенту - это  позиция равноправного сотрудничества  с клиентом в целях оптимального  решения проблемы занятости. Профконсультант  не является лицом, принимающим  решения за клиента, он лишь обеспечивает информационную и психологическую основу принятия решения клиентом.

1. Профконсультант  должен создавать условия и  поощрять активность и самостоятельность  клиента в принятии решения  о выборе или смене профессиональной  деятельности, формы или содержания обучения и других решений на основе предоставленной ему информации.

2. В процессе  профконсультации консультант высказывает  собственные суждения и оценивает  различные аспекты ситуации в  форме, исключающей ограничение  свободы клиента в принятии  им самостоятельного решения. При предоставлении услуг по профессиональной ориентации строго должен соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента: клиент может отказаться вообще от услуг профориентации.

3. При проведении  профконсультации не должна ограничиваться свобода клиента как в отношении прекращения консультации, так и в отношении консультирования у другого профконсультанта.

4. Профконсультант  информирует клиента о целях  и содержании консультации, применяемых  методах и способах получения  информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в профконсультации.

 Информирование  должно быть осуществлено в  форме, исключающей возможность  неправильного понимания клиентом  сущности профконсультирования  и формирования необоснованных  ожиданий по отношению к возможностям и задачам профконсультанта.

5. Профконсультант  обязан предупредить клиента  об использовании методов, находящихся  в стадии апробации. Клиент  имеет право отказаться от  участия в этом.

6. Профконсультант  формулирует и излагает клиенту  результаты профдиагностики в терминах, понятных клиенту. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

7. Заключение  по результатам профдиагностики  не должно носить категоричный  характер, оно может быть предложено  клиенту в виде рекомендаций.

8. В ходе консультации  профконсультант должен подчеркивать  способности и возможности клиента,  поддерживать его поисковую активность  в различных направлениях. Недопустимо  акцентирование внимания клиента  на его ограничениях и недостатках.

 Лояльность по отношению к клиенту

 На бесплатную  профессиональную консультацию  в службе занятости имеет право  любой гражданин, зарегистрированный  в службе занятости и нуждающийся  в консультации в области профессиональной  деятельности. Гражданам, не имеющим реальных перспектив трудоустройства по имеющимся профессиям или не имеющим профессии, может быть рекомендовано получение профессиональной консультации.

1. Профконсультант  уважает личность клиента, его  достоинство, права и свободы  и защищает его право на  свободное самоопределение в сфере профессиональной деятельности.

Информация о работе Этические принципы работы практического психолога