Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:39, статья
Этические принципы призваны обеспечить:
– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
– защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России.
Этические принципы призваны обеспечить:
– решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
– защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
– сохранение доверия между психологом и клиентом;
– укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
1. Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная
психологом в процессе
2. Лица, участвующие
в психологических
3. Участие обучающихся,
воспитанников, родителей,
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о
профессиональной деятельности, результаты
исследований и публикации
6. На присутствие
третьих лиц во время
7. Администрация
органа управления
2. Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2. Психолог несет
ответственность за выбор
3. Принцип ответственности
1. Психолог осознает
свою профессиональную и
2. Проводя исследования,
психолог заботится прежде
3. Психолог несет
ответственность за соблюдение
данного Этического кодекса
4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может
не информировать клиента об
истинных целях
7. При принятии
решения об оказании
4. Принцип этической и юридической правомочности
1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.
3. Нормы данного
Кодекса распространяются
4. Психолог может
выполнять свои обязанности
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
6. Принцип благополучия клиента
1. В своих
профессиональных действиях
2. Психолог в
ходе профессиональной
3. В профессиональной
деятельности психолога
4. Психолог придерживается
доброжелательного и
7. Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога
основывается на праве и
2. Психолог воздерживается
от публичных оценок и
3. Если этическое
нарушение не может быть
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.
2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен
информировать участников
4. Для получения
согласия клиента на
5. Заключение
по результатам обследования
не должно носить
6. В ходе обследования
психолог должен выявлять и
подчеркивать способности и
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.
Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.
Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
//По материалам
всероссийского съезда
Информация о работе Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России