Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:11, реферат
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права.
общественные нормы и ценности, приобщается к элементам своей культуры и формирует представления о других этносах. Исследования показывают, что в раннем детстве человек еще свободен от каких-либо стереотипных
представлений (что автоматически снимает вопрос об их врожденном
характере), но уже в младшем школьном возрасте стереотипы начинают активно усваиваться и использоваться детьми, значительно опережая формирование собственных ясных представлений об этнических группах (Платонов, Почебут, 1993).
«Первый слой» этнической специфики сознания закладывается еще в раннем сенсомоторном опыте ребенка вместе с восприятием им нормы социального взаимодействия. В. Павленко и С. Таглин считают, что процесс этот начинается с того момента, когда ребенок начинает воспринимать содержание напеваемых ему колыбельных песен (Павленко, Таглин, 1993). Они отмечают также роль паремий в качестве орудий этнической спецификации сознания: это связано с тем, что в народных пословицах, поговорках, загадках так или иначе отражаются природные и социальные условия существования этноса: «Отображая особенности местной флоры и фауны, ландшафта и климата, паремии задают индивиду образ природной среды его родины и формируют природный фон ассоциаций». Отражение в народном творчестве социальных реалий конкретной этнической общности формирует «второй слой» этноспецифичности сознания:
«Этим путем в ассоциативные процессы индивида включаются образы и понятия из сферы социального устройства, религии, хозяйственной деятельности, быта и истории этноса» (Павленко, Таглин, 1993). К этому «второму слою» относится также формирование представлений о других этносах, взаимоотношения с которыми являются неотъемлемой частью легендарного эпоса народа, его былин и сказаний.
Анализ исторических и литературных памятников дает многое для понимания механизма формирования стереотипных представлений. Огромный интерес в этом плане представляет средневековая дипломатическая переписка, отражающая политические детерминанты происхождения тех или иных (чаще негативных) стереотипов: «Враждебное отношение к другим народам было характерно для европейского средневековья. Враждебность усиливалась, если речь шла о народах разных конфессий» (Коваленко, 1990) Конфессиональные противоречия между шведами и русскими, усиленные соперничеством за освоение территорий, обусловили взгляд на русских как на «язычников» и «нехристей», что объективно не соответствовало действительности. Важным фактором в генерировании негативных стереотипов русских можно также считать «установку на обеспечение безопасности этноса»: «Уже в 17 веке в Швеции господствовало представление о том, что Россия – это сильный и опасный сосед, основой внешнеполитического курса которого является территориальная экспансия,
поиск жизненного пространства. В 18 веке на смену недоверию пришел страх» (Коваленко, 1990).
Аналогичный механизм формирования представлений о другом этносе
обнаруживается
при сопоставлении образов
что указывает на значительные различия в отношении к скандинавам в обоих
регионах: «В образе варяга на Руси отсутствуют основные стереотипные
характеристики
норманна-врага, сформировавшиеся
в условиях ожесточенной борьбы
в викингами, но доминируют
представления, обусловленные
преобладанием договорных отношений со
скандинавами» (Мельникова, Петрухин,
1990).
2.
Методы исследования
этнического стереотипа
С открытия «парадокса Ла-Пьера» в психологии начинается серия естественных экспериментов по выявлению этнических стереотипов. Известна, например, техника Бочнера (Bochner), в соответствии с которой в газету дается несколько объявлений о найме квартир от имени представителей различных национальностей. Исследователями фиксируется количество звонков, поступивших по всем объявлениям, что дает возможность сделать вывод о тех или иных этнических предпочтениях у арендодателей. Аналогичен механизм «метода потерянных вещей» и техника «ошибочного номера» Гартнера (Gaertner), с помощью которого проверяется готовность людей помочь представителям разных этнических групп при утере письма или поломке машины. Эти методики позволяют в естественных условиях определить наличие этнических стереотипов и предубеждений у довольно широкого круга населения, и дают возможность сделать вывод о доминировании тех или иных предпочтений у представителей определенных социальных слоев (при проведении
параллельного опроса испытуемых). При такой методике исключается опасность социально желательных ответов или предвосхищающей оценки, наблюдаемых при проведении исследований в лабораторных условиях.
Хорошим примером участия средств массовой информации в проведении
этнопсихологического исследования может служить интерактивный опрос,
проведенный по
московскому телевидению в
Лабораторное изучение этнических стереотипов начинается в 1933 году в США, когда ученые Д. Катц и К. Брейли предложили студентам Принстонского университета список личностных характеристик из 84 черт, из которых необходимо было выбрать по пять наиболее характерных для десяти этнических групп. Эта методика, получившая название «приписывание качеств», позволила обнаружить высокую степень согласия в приписывании определенных черт тем или иным группам. Интересно отметить, что аналогичный опрос, проведенный в том же университете 30 лет спустя, продемонстрировал существенные сдвиги в стереотипных представлениях американских студентов. Если в 1933 году 84% учащихся Принстона назвали негров «суеверными», а 75% - «ленивыми», то в 1967 согласованность ответов существенно снизилась и проявилась в приписывании совершенно другого качества: 47% респондентов нашли негров «музыкальными» (Haslam, Turner, 1998). Это лишний раз подтверждает тот факт, что социальные стереотипы, несмотря на свою устойчивость и ригидность, не являются застывшими категориями, а способны изменяться и трансформироваться вслед за преобразованиями, происходящими в обществе (хотя, как уже отмечалось выше, этот процесс далеко не линейный и детерминирован различными факторами на микро-, мезо- и макроуровнях).
В качестве одной из распространенных методик по исследованию этнических стереотипов следует назвать метод свободных описаний: испытуемым предлагается составить письменные портреты тех или иных национальных групп, после чего с применением общечастотного анализа и контент-анализа составляется список наиболее употребимых характеристик. Преимущество этой методики состоит в том, что описание составляется в свободной форме, что исключает программирующее влияние заранее предложенных в списке характеристик.
Близким к методу свободных описаний является анализ представлений об
этнических группах в литературе и искусстве. Начиная с 40-х гг. контент-
анализ применялся к американской публицистике, немецким кинофильмам,
французским журналам и т.д. Но в связи с применением этого метода неизбежно встает проблема адекватности отражения в художественной литературе и других видах искусства стереотипов, существующих в обыденном сознании (Стефаненко, 1998).
Широко применяется в этнопсихологии ассоциативный эксперимент, суть
которого состоит
в анализе ассоциативных полей,
Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в отечественной психологии был разработан диагностический тест отношения (модификация метода семантического дифференциала). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что дифференциация восприятия этнических групп по шкале «нравится – не нравится», как правило, ведет к тому, что одни и те же качества, приписываемы и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному, и добродетель одной группы рискует превратиться в порок другой. Поэтому в ДТО из двух антонимов типа «щедрый-жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая середина»: «экономный». На основе такого принципа подбора были получены шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Испытуемому предлагается оценить по предложенным характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей национальности и т.д.
ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов:
амбивалентность (степень эмоциональной определенности стереотипа),
выраженность (или интенсивность: отражает силу стереотипного эффекта) и
направленность (знак и величина общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту).
Дополнением к методу ДТО является выделение в ответах испытуемых
вспомогательных показателей для выявления различных характеристик и, в
частности, этнических стереотипов. Удобной моделью системы этнических
предпочтений
может служить степень
Помимо перечисленных методов для выявления этнических стереотипов
используются также техника репертуарных решеток, шкала социальной дистанции Богардуса, анкетирование, различные способы интервьюирования. Главной задачей исследователя при проведении эксперимента является выбор адекватной методики, обеспечивающей валидность и надежность получаемых данных. Важно также иметь в виду, что при прямом опросе достаточно сложно выявить наличие тех или иных этнических стереотипов, так как они могут отсутствовать на сознательном уровне, или испытуемый может давать социально желательные ответы. Поэтому наиболее распространенными являются проективные методы
исследования, позволяющие
обойти сознательные установки индивида,
а также совмещение нескольких методик
в рамках одного исследования.
Заключение
Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не
исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.
Наиболее спорными на сегодняшний день являются такие вопросы, как проблема истинности этнического стереотипа и отражения в нем реальных черт стереотипизируемой этнической группы, а также объяснение необычайной устойчивости и прочности представленного в стереотипе знания. Важно понять, «каким образом знание «затвердевает», превращается в догму и почему функционирует, даже когда доказана его гносеологическая несостоятельность» (Шихирев, 1999). В настоящее время эта проблема только поставлена и ждет своего решения.