Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:45, реферат
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значи- мость этого членства).
Психология. Этническая идентичность
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значи- мость этого членства).
Некоторые авторы выделяют
и поведенческий компонент
В процессе своего становления этническая
идентичность проходит ряд этапов, соотносимых
с этапами психического развития ребенка.
Одним из первых концепцию развития у
ребенка осознания принадлежности к национальной
группе предложил Ж. Пиаже. В исследовании
1951 г. он проанализировал — как две стороны
одного процесса — формирование понятия
«Родина» и одновременно с ним развивающихся
образов «других стран» и «иностранцев».
Развитие этнической идентичности швейцарский
ученый рассматривает прежде всего как
создание когнитивных моделей, ответом
на которые являются этнические чувства.
Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических
характеристик: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает
первые — фрагментарные и несистематичные
— знания о своей этнической принадлежности;
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует
себя со своей этнической группой, выдвигает
основания идентификации — национальность
родителей, место проживания, родной язык;
3) в младшем подростковом возрасте (10-11
лет) этническая идентичность формируется
в полном объеме, в качестве особенностей
разных народов ребенок отмечает уникальность
истории, специфику традиционной бытовой
культуры.
К настоящему времени проведено большое
количество исследований, в которых уточняются
и конкретизируются возрастные границы
этапов в развитии этнической идентичности.
Первые «проблески» диффузной идентификации
с этнической группой большинство авторов
обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже
данные о первичном восприятии ярких внешних
различий (цвета кожи, волос) детьми до
трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что
«реализованной» этнической идентичности
ребенок достигает в младшем подростковом
возрасте, когда рефлексия себя имеет
для человека первостепенное значение.
В последние годы особое внимание исследователей
привлек еще один аспект формирования
этнической идентичности — появление
у индивида чувства неизменности и устойчивости
этнических характеристик — этническая
константность (Ocampo, Bernal, Knight, 1993). Как свидетельствуют
полученные эмпирические данные, формирование
этнической константности протекает аналогично
процессам усвоения постоянства половых
и расовых признаков: сознательное отнесение
себя к определенному этносу и использование
этнических ярлыков происходит раньше,
чем ребенок начинает осознавать константность
этнических характеристик. Более того,
К. Окампо, М. Бернал и П. Найт — сторонники
теории когнитивного развития Пиаже —
утверждают, что этнические константы,
утверждаясь в сознании индивида в подростковом
возрасте, завершают собой как формирование
этнической идентичности, так и процесс
поэтапного осознания неизменности основных
психосоциальных характеристик. Иными
словами, наблюдается четкая временная
последовательность формирования трех
основных констант. Осознание неизменности
половых характеристик наступает в 2-2,5
года, расовых — в 8-9 лет, а этнических,
в процессе которого необходимо использование
сложных механизмов социокультурной идентификации
и межпоколенной передачи информации
— не ранее 12-13 лет.
Среди современных исследователей нет
единства в вопросе о последовательности
возникновения когнитивных и аффективных
компонентов. Одни считают, что этнические
предпочтения формируются лишь к 9-10 годам
на основе достаточно значительных этнических
знаний. Но в других исследованиях было
обнаружено, что детские предпочтения
этнических групп не всегда коррелируют
с информированностью об этих группах,
предубеждения могут предшествовать какому-либо
знанию (Phinney, 1990).
Но какие бы вопросы ни оставались спорными,
совершенно очевидно, что в процессе формирования
этнической идентичности ребенок проходит
ряд этапов от диффузной до реализованной
идентичности и результатом этого процесса
в подростковом возрасте является эмоционально-оценочное
осознание своей принадлежности к этнической
группе. В настоящее время все большее
внимание исследователей привлекает также
идея о том, что этническая идентичность
содержит в себе, кроме поверхностного
осознаваемого, более глубокий неосознаваемый
слой (Солдатова, 1998).
Этнический статус чаще всего остается
неизменным на протяжении всей жизни человека.
И все-таки этническая идентичность не
статичное, а динамичное образование:
процесс ее становления не заканчивается
в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства
могут толкать человека любого возраста
на переосмысление роли этнической принадлежности
в его жизни, приводить к трансформации
этнической идентичности. После накоп-
ления фактов рыхлое этническое сознание
часто становится более устойчивым и даже
может меняться, как это произошло с жителем
Минска, католиком, родившимся в пограничной
с Польшей Брестской области. Он «числился
поляком и считал себя поляком. В 35 лет
поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками
объединяет его религия, а в остальном он белорус. С
этого времени осознает себя белорусом»
(Климчук, 1990, с.95).
Кроме бесчисленных обстоятельств
индивидуальной человеческой жизни
на формирование и проявление этнической
идентичности влияет целый ряд факторов,
обусловленных особенностями
Что касается первой группы факторов,
то значимые события в социальной сфере
могут способствовать интенсификации
этнической идентичности целого народа.
Ярким примером этого является рост этнической
идентичности титульных этносов независимых
государств, образовавшихся на руинах
советской империи. В этом случае осознание
принадлежности, с одной стороны, к этнической
общности, а с другой, к государству, дополняют
и усиливают друг друга. В исследованиях,
проведенных в 1990- 1996 гг. в Беларуси и в
Литве, у групп большинства была обнаружена
«глубоко политизированная позитивная
этническая иден- тичность, тесно связанная
с чувством Родины и гражданской принадлежности»
(Науменко, 1997, с.81).
В этой ситуации этническая идентичность
пробудилась и у многих русских жителей
бывших союзных республик, но это сопровождалось
формированием отрицательных гетеростереотипов
и ростом негативных чувств, связанных
с этнической принадлежностью, а также
обостренным восприятием дискриминации
и увеличением культурной дистанции с
«титульным» этносом. Т.е. проявился «синдром
навязанной этничности», который «означает,
что этническая принадлежность человека,
против его собственной воли и желания,
становится чересчур значимой характеристикой
его бытия и сознания, начинает определять
его место в обществе, комплекс прав и
обязанностей, а в его самоидентификации
выходит на одно из первых мест» (Лебедева,
1997, с. 106).
Oсознание людьми своей этнической принадлежности
значи тельно варьирует от того, живут
ли они в полиэтнической или моноэтнической
среде. Ситуация межэтнического общения
дает индивиду больше возможностей для
приобретения знаний об особенностях
своей и других этнических групп, способствует
развитию межэтнического понимания и
формированию коммуникативных навыков.
Отсутствие опыта межэтнического общения
обусловливает, с одной стороны, меньшую
предрасположенность к подобным контактам,
с другой стороны, меньший интерес к собственной
этничности.
Различия в осознании этнической идентичности
обнаружены и у подростков, живущих в разных
гетерогенных средах. Когда этот показатель
сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане,
то выяснилось, что этническая идентичность
наиболее сильно выражена у тех, кто живет
в условиях сильно отличающейся по своим
этническим признакам культуры (в Казахстане).
А для индивидов, живущих среди представителей
группы, близкой в культурном отношении
(в Беларуси), осознание собственной этничности
не становится жизненно важной проблемой
(Романова, 1994).
Итак, этническая идентичность более четко
осознается, а знания о различиях между
группами приобретаются раньше, если ребенок
живет в полиэтнической среде. Но насколько
точны эти знания и насколько позитивны
социальные установки во многом зависит
от того, к какой группе он принадлежит
— большинства или меньшинства. Британскими
социальными психологами было выявлено,
что дети пакистанских иммигрантов в Шотландии
получают представление об этнических
группах раньше, чем дети шотландцев, являющихся
группой этнического большинства. Дети
из группы меньшинства неизбежно осведомлены
о доминантной культуре как через средства
массовой коммуникации, так и через личные
контакты. А их сверстники из группы большинства
могут вообще не обладать знаниями о пакистанской
культуре, если они не имеют соседей этой
национальности. Они общаются в основном
внутри своей группы, а контакты с национальными
меньшинствами протекают в контексте
доминирования норм их культуры. Но даже
если члены группы меньшинства обладают
знаниями о различиях между двумя культурами,
это вовсе не означает, что они обязательно
признают свою принадлежность к меньшинству.
В многочисленных исследованиях развития
этнической идентичности, проводившихся
в США, Великобритании, Новой Зеландии,
дошкольникам предъявлялся набор кукол
или картинки с изображением людей разных
рас и национальностей и предлагалось
выбрать те, которые больше похожи на них
самих. Дети из групп меньшинств часто
выбирали «неправильные» стимулы, например
черные дети выбирали белых кукол. А белые
дети выбирали кукол, действительно похожих
на них.
Тенденция для членов групп
меньшинства идентифицироваться с
доминантной группой отражает раннюю
осведомленность детей о
С возрастом и развитием этнической идентичности
у членов этнических меньшинств обычно
происходит сдвиг к «внутригрупповой
ориентации». В процессе социализации
и инкультурации ребенок приобретает
новые знания о межэтнических различиях
и более четко определяет свою принадлежность
к определенной группе. Одновременно,
как не без сарказма писал Э. Эриксон:
«Ему внушают убеждение, что именно его
«вид» входил в замысел творения всеведущего
Божества, что именно возникновение этого
вида было событием космического значения
и что именно он предназначен историей
стоять на страже единственно правильной
разновидности человечества под предводительством
избранной элиты и вождей»
(Эриксон, 1996 б, с. 311-312).
Иными словами, у детей целенаправленно
формируется позитивная этническая идентичность.
Даже несмотря на это, высокостатусная
группа большинства, если можно так сказать,
«социально желательная группа», может
оставаться для ребенка референтной (эталонной),
но «приписанным» он окажется к другой
этнической общности. Это происходит из-за
того, что процесс этнической идентификации
представляет собой не только осознание
индивидом членства в группе, но и принятие
группой индивида, когда общество «решает»,
членом какой группы является его подрастающий
член.