Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:34, реферат
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
Вводная часть
Эволюция нервной системы
Системогенез
Онтогенез и дизонтогенез
Заключение
Содержание
Вводная
часть
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
Развитие
нервной системы очень важный
вопрос, при изучении которого мы сможем
познать ее структуру и функции.
Эволюция
нервной системы.
Развитие
центральной нервной системы происходило
прежде всего в связи с усовершенствованием
восприятия и анализа воздействий из внешней
среды. Вместе с тем совершенствовалась
и способность отвечать на эти воздействия
координированной, биологически целесообразной
реакцией. Развитие нервной системы шло
также в связи с усложнением строения
организмов и необходимостью согласования
и регуляции работы внутренних органов.
Для понимания деятельности нервной системы
человека необходимо познакомиться с
основными этапами ее развития в филогенезе.
Способностью отвечать на внешние раздражения
соответствующей раздражителю реакцией
обладают уже простейшие одноклеточные
организмы. Мельчайшей единицей раздражения
являются нейрофибриллы, нитчатые белковые
структуры в нейронах, являются частью
цитоскелета, влияют на то, как работает
нейрон. У самых низко организованных
животных, например у амебы, еще нет ни
специальных рецепторов, ни специального
двигательного аппарата, ни чего-либо
похожего на нервную систему. Любым участком
своего тела амеба может воспринимать
раздражение и реагировать на него своеобразным
движением образованием выроста протоплазмы,
или псевдоподии. Выпуская псевдоподию,
амеба передвигается к раздражителю, например
к пище. У многоклеточных организмов в
процессе приспособительной эволюции
возникает специализация различных частей
тела. Появляются клетки, а затем и органы,
приспособленные для восприятия раздражений,
для движения и для функции связи и координации.
Появление нервных клеток не только позволило
передавать сигналы на большее расстояние,
но и явилось морфологической основой
для зачатков координации элементарных
реакций, что приводит к образованию целостного
двигательного акта. В дальнейшем по мере
эволюции животного мира происходит развитие
и усовершенствование аппаратов рецепции,
движения и координации. Возникают
разнообразные органы чувств, приспособленные
для восприятия механических, химических,
температурных, световых и иных раздражителей.
Появляется сложно устроенный двигательный
аппарат, приспособленный, в зависимости
от образа жизни животного, к плаванию,
ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т.
д. В результате сосредоточения, или централизации,
разбросанных нервных клеток в компактные
органы возникают центральная нервная
система и периферические нервные пути.
По одним из этих путей нервные импульсы
передаются от рецепторов в центральную
нервную систему, по другим — из центров
к эффекторам.
Системогенез
Системогенез (греч. systema — соединение с одно целое + genesis — происхождение, развитие) — избирательное и ускоренное по темпам развития различных по локализации структурных образований, которые, консолидируясь в единую функциональную систему, обеспечивают адаптивное существование организма, его выживание. Является следствием длительного филогенетического развития и закрепления наследственностью наиболее прогрессивных форм приспособления, системогенез. вместе с тем позволяет понять закономерности преобразования органов и структур организма на всем протяжении онтогенеза. Представление о системогенезе было разработано П.К. Анохиным. Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему.
Разные функциональные
системы в зависимости от их значимости
в обеспечении адаптивного
Принципы
системогенеза.
П.К. Анохин сформулировал следующие принципы системогенеза:
1) принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы. За счет внутрисистемной гетерохронии — неодновременной закладки и разной скорости формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и формирование более сложных компонентов) — эти компоненты "подгоняются" к одновременному началу функционирования в рамках данной системы;
2) принцип фрагментации органа. В связи с наличием межсистемной гетерохронии — формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза — состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зрелости. Наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на более ранних этапах. Так, например, у птенца формируется не внутреннее ухо и слуховая кора вообще, но в них избирательно и ускоренно созревают те элементы, которые оказываются чувствительными к частоте "пищевых" сигналов матери, т.е. элементы, необходимые для обеспечения ранних форм пищедобывательного поведения;
3) принцип минимального
обеспечения функциональных
Онтогенез и дизонтогенез.
Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е. включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.
Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.
Психическое
развитие тесно связано с биологическими
свойствами организма, его наследственными
и конституциональными
Дизонтогенез — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
В
клинической психиатрии термин «дизонтогенез»
относят к задержкам и
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции». При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация.
Биологические факторы дизонтогенеза:
1) генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);
2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации и т. д.);
3) патология родов;
4) ранние заболевания
с поражением центральной нервной системы
(прогрессирующие гидроцефалии, опухоли
головного мозга, энцефалиты и т. п.).
Заключение
Таким
образом, из рассмотренного вопроса
можно сделать вывод о том, что состояние
нервной системы, один из важнейших показателей
состояния организма. Зная структуру,
функции нервной системы мы можем судить
о психическом развитии живых существ.
Также нужно учитывать, что у них возникают
отклонения в развитии нервной системы.
Мы рассмотрели факторы дизонтогенеза.
Постепенно изучая нервную систему, человечество
научится бороться со многими болезнями
и отклонениями.
Список литературы
Патология психического развития под. ред. академика А.C. Тиганова. М. Научный центр психического здоровья РАМН. 1998
«Начала Физиологии» под ред. академика А.Д. Ноздрачева.
"Основные стадии психического развития. Понятие дизонтогенеза" Козловская Г. В., Баженова О. В., 1995
Трифонов Е. В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Словарь. СПб, 1996.
Ковалев В. В. «Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста». Журн. невропатол. и психиатр., 1981, № 10, с. 1505—1509.