Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа
Юридическая психология развивается на основе двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем.
Юридическая психология развивается на основе двух наук — психологии и юриспруденции, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с человеком как личностью и членом общества. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем.
Психическое состояние так
же, как и устойчивые особенности
характера и личности потерпевшего,
правонарушителя, свидетеля, развивается
и протекает не иначе, как подчиняясь
общепсихологическим и
Если в общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, надо, констатировать, что научное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.
Для юридической психологии
продуктивно применение одного из принципов
системного анализа — иерархии систем,
суть которой заключается в том,
что любая система
Одним из методологических
принципов юридической
Задача юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.
В этой связи особую ценность
приобретает развитие ведущей в
отечественной науке
прикладной отрасли психологии, составляют как ее стержень, являются: понятие «личность субъекта» - участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования.
правоприменительной деятельности.
В связи с тем, что юридическая психология, хоть и направлена на исследование правозначимых явлений, является наукой психологической, она использует общепсихологическую методологию. К методам юридической психологии можно отнести:
1Метод структурного анализа
Позволяет выявить структурно-
2Метод структурно-генетического анализа
Позволяет исследовать возникновение и развитие изучаемого явления, направлен на выявление зависимости его функционирования от особенностей развития.
3Методы качественного (также его называют факторным) и количественного (статистический) анализа.
Позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.
4Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента
Лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент).
5Метод беседы
Доверительное общение с исследуемым лицом, при этом исключается возможность применения наводящих вопросов. Беседа ведётся посредством косвенных вопросов.
6Метод исследования гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок.
7Биографический метод
Состоит в выявлении и обобщении биографических данных.
8Метод обобщения независимых характеристик
Получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников.
9Судебно-психологическая экспертиза
Позволяет выявить различного рода психические аномалии исследуемого лица.
10Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования. Применяются при массовых обследованиях.
11Метод изучения отдельного случая (также он называется монографическим методом)
Исследование социально-
Психодиагностическое
При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может производиться психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.
В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:
- выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;
-быть достаточно надежными, обладать не только текущей диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научнообоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования;
- быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;
- перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.
Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а также выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурах областного и им равного звена должно производиться на основе этих тестов.
После всестороннего изучения
опыта профессионально-
В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной пригодности, выявленные с помощью отобранных тестов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорских работников из резерва для выдвижения, позволили разделить всех обследованных на четыре группы профессиональной пригодности:
1. высокий уровень профессиональной эффективности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;
2.средний уровень профессиональной пригодности (в основном, соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);
3. кандидат частично соответствует требованиям прокурорско- следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);
4. низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствие кандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной не успешности.
Данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить существенные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умение концентрировать внимание, сообразительности в целом, т.е. качеств, необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско-следственных работников. Низкие результаты по методике позволяют выявить лиц со сниженными интеллектуальными, познавательными способностями, с недостаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.
Под виктимностью понимается потенциальный комплекс психофизических свойств, который обусловливает неспособность несовершеннолетних своевременно понять сексуальную направленность действий преступника, их нравственно-этическую сущность и социальные последствия и (или) вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии поведения в сексуально значимых ситуациях. Виктимностью определяется совокупностью внутренних факторов (возрастного, личностного, дизонтогенетического и психопатологического) и состоит из интеллектуального и волевого компонентов. На этот феномен влияют внешние объективные процессы (ранняя десоциализация в результате деструкции семей), приводящие к увеличению количества детей -социальных сирот и детей с девиантным поведением, которые оказываются в криминогенных условиях с повышенной концентрацией асоциальных личностей -потенциальных преступников. При этом виктимность повышается в результате девиантного поведения детей, обусловленного как психопатологическими, так и социально-психологическими причинами. Виктимность проявляется при совпадении ситуативного и агрессиологического факторов в виктимном поведении жертвы.
Выделено три типа виктимного поведения, которые наблюдаются как у психически здоровых, так и у потерпевших с психическими расстройствами. Наиболее частым является пассивно-подчиняемый ( 40 %) тип поведения, который характеризуется снижением двигательной активности и проявляется в пассивном подчинении и выполнении всех требований посягателя. При этом можно установить пассивно-оборонительный вариант и пассивно-безучастный. В первом случае потерпевшие предпринимают робкие попытки противостоять агрессору, проявляют отрицательное отношение к происходящему, высказывают просьбы их не трогать, стремятся вызвать жалость, однако активного сопротивления они не оказывают. Во втором варианте поведение потерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полном подчинении любым требованиям, отсутствии высказываний или просьб, заторможенности вплоть до полной безучастности к происходящему. Псевдопровоцирующий тип ( 25 %) внешне сходен с провоцирующим поведением взрослых потерпевших и характеризуется повышением двигательной активности, стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, установлением с ним речевого контакта, кокетством, проявлением интереса сексуального характера вплоть до прямого поощрения сексуальной активности и сексуальной расторможенности, а также совместным употреблением алкогольных напитков и эйфоризирующих средств. Неустойчивый тип ( 35 %) проявляется в отсутствии четкой линии поведения, крайней изменчивости поступков и высказываний, противоречивости действий, смене периодов пассивно-подчиняемого, псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения. Все типы способствуют совершению в отношении несовершеннолетних сексуального насилия. Таким образом, виктимное (способствующее) поведение несовершеннолетних является многофакторным феноменом, который (в отличие от провоцирующего поведения у взрослых) обусловлен нарушением произвольной регуляции поведения (в результате возрастных когнитивно-личностных особенностей или эмоционально-волевых расстройств) и реализацией неэффективных стратегий в ситуациях возможного сексуального насилия, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную жертву.