Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:31, контрольная работа
Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.
1. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.
2. Понятие, психологическая характеристика преступной группы.
3. Характер, его свойства и черты.
4. Задание.
3. Характер, его свойства и черты.
Каждый
человек наряду с множеством присущих
ему особенностей обладает наиболее
выраженными чертами и
Характер, как известно, имеет тесную
связь с темпераментом,
Понятие
характера весьма различается в
различных теоретических
До настоящего времени не сформировано единого взгляда на характер, нет общепризнанной его формулировки. Наиболее приемлемым определением характера для юридической психологии, с учетом тех целей и задач, которые она решает, является следующее определение: характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия5.
Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д). Четвертая подсистема — это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).
Возможна и другая классификация черт характера, например6:
1)
свойства, определяющие поступки
человека в выборе целей
2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);
3)
свойства, имеющие чисто
Существует
известная последовательность в
переходе этих отношений в свойства
характера, и в этом смысле нельзя
поставить в один ряд, допустим, отношение
к другим людям и отношение
к собственности, т.к. само содержание
их выполняет различную роль в
реальном бытии человека. Определяющую
роль в формировании характера играет
отношение человека к обществу, к
людям. Характер человека не может быть
раскрыт и понят вне
Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.
Отношение
к другим людям не только выступает
важной частью характера, но и составляет
основу формирования сознания личности,
обязательно включая и
4. По предлагаемым описаниям определите методы исследования.
а) Метод эксперимента. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.
б) Биографический метод. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя их письменные работы и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы о психологических особенностях испытуемых.
в) Метод тестирования. Кратковременное психологическое испытание проводится с целью выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют психологическим нормам и стандартам.
г) Метод наблюдения. Индивид систематически изучается в обычной повседневной деятельности, не вмешиваясь в естественный ход событий. Материал, полученный таким образом, протоколируется и служит источником для обобщений и выводов, которые следует проверять другими методами.
Список используемой литературы
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 13 с.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488 с : ил.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.
Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
С.Л.Рубинштейн ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков.— М Центр, 2003.— 256 с.