Юридическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:43, реферат

Описание

Из вышесказанного следует, что данный вопрос достаточно важен и актуален на сегодняшний момент. Если будет возможность изначально направлять людей на те должности, к которым они подходят в наилучшей степени, то можно предотвратить не только их неудовлетворённость и небрежность к неправильно выбранной профессии, но и значительно улучшить работу всех юридических органов, что так необходимо в наше сложное время.
Так что же необходимо человеку, чтобы работать по профессии «юрист»?

Содержание

Введение........ ……………………………………………….........…….2

1.Социально-психологическая характеристика работы юриста…...3

2.Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста……………….……………………….......................................….9

3.Профессионально значимые качества личности юриста……….......13

Заключение…………………………………………………………........17

Список используемой литературы..........................................................19

Работа состоит из  1 файл

таха псих!!!.docx

— 34.97 Кб (Скачать документ)

2.Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. 

      Данный  анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик  деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально  значимые свойства) и в итоге создать  надёжную систему оценки и отбора кандидатов для правоохранительной службы.

      Для всех видов правоохранительной деятельности: следственной, судебной, юрисконсультской, адвокатской и некоторых других, основные структурные элементы являются одинаковыми, но, в зависимости от особенностей каждой из них, значимость отдельно взятой подструктуры меняется.

      В наиболее обобщенном виде многие авторы выделяют следующие подструктуры профессиональной деятельности юриста:

  1. Позновательно-прогностическая.
  2. Организационно-управленческая.
  3. Воспитательная.
  4. Коммуникативная (общения).

     Позновательно-прогностическая  подструктура профессиональной деятельности юриста.

      В познавательную деятельность юриста входит расследование преступлений и выявление  их причин, разрешение споров в судах  и многое другое. В процессе своей  деятельности юрист постоянно должен вести умственную работу: прогнозировать те или иные последствия по делу, его исход, искать наилучшие варианты защиты своего клиента, чётко определять чужие и свои ошибки, и быстро и грамотно устранять их. Юрист  всё время должен стремиться к  тому, чтобы найти истину, и это  должно являться главным критерием  его познавательной деятельности. В  этом отношении справедливо можно  заметить, что познавательная деятельность юриста, так или иначе, сопряжена  с удостоверительной функцией. Эта  функция сопровождается составлением процессуальных документов, которые  отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством  всему процессу познания. В области  удостоверительной деятельности юрист  должен обладать развитой письменной речью, способностью к быстрому обобщению  информации, умением дать письменное описание событиям.

      С психологической точки зрения в  данной деятельности юристу приходится преодолевать противодействие заинтересованных лиц, которые могут противостоять  установлению истины. В этом отношении  необходимо применять принудительный характер познания с использованием властных полномочий. Важную роль здесь  играет эмоционально-волевой фон, сопутствующий  процессу познания, воздействие стресс факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряжённость.

      Безусловно, в процессе познания необходимы и  определённые личностные качества, которые  в своей совокупности составляют один из основных факторов профессиональной пригодности. К ним относятся: развитый интеллект, разносторонние общие и  профессиональные знания, творческое мышление, аналитический склад ума, умение выделять главное, активное восприятие, ёмкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция.

      Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

      Организационно-управленческая деятельность занимает очень важное место в работе юриста, так как  от этого зависит эффективность  его труда в целом. Особенно сильно этот аспект возрастает, когда юрист  занимает какие-либо управленческие должности  и в силу которых ему необходимо руководить своими подчинёнными. Юристу, помимо установления межличностных  контактов с руководителями других предприятий и фирм, необходимо так  же, эффективно, с учётом индивидуально-психологических  особенностей подчинённых распределять между ними обязанности, координировать ход их деятельности. Ему необходимо сохранять в коллективе нормальную, спокойную психологическую обстановку, и препятствовать возникновению  конфликтных ситуаций. Юристу, в  любой конфликтной ситуации, необходимо сохранять самообладание, принимать  наиболее правильные решения и предвидеть их последствия.

      Поэтому многим юристам, особенно управленческого  звена, помимо глубоких профессиональных знаний, необходимо иметь организаторские  способности. Прежде всего, это: активность, инициативность, находчивость, умение выделять главное, ответственность  за свои действия.

      Важную  роль в структуре организаторских  способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.

      К качествам, существенно снижающим  организаторские способности юриста, относятся: психопатические черты  и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность. Эти качества просто неприемлемы  для юридической профессии и  их необходимо побеждать любыми доступными способами.

      Воспитательная  подструктура профессиональной деятельности юриста.

      Данная  подструктура деятельности юриста заключается  в определении целей и задач  правосудия, методов профилактики и  борьбы с правонарушениями, умении, правильно, доступно и понятно толковать,  право, разъяснять его гражданам. Здесь  важно отметить умение юриста разъяснять суть той или иной правовой нормы, и правильное понимание её в последующем  гражданами.

      Участие юристов в воспитательной работе предполагает их высокий образовательный  уровень, культурный, наличие широкого кругозора, эрудиции. В ходе такой  деятельности юристу нередко приходится выступать перед аудиторией, поэтому  у него должна быть хорошо развита  речь, он должен доступно и понятно  доносить до присутствующих всю необходимую  информацию, владеть вербальными  и невербальными средствами общения.

      Воспитательная  деятельность очень важна для  правовой образованности граждан, которая (правовая образованность) в наши дни  остаётся очень низкой.

      Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста.

      Практически любая деятельность юриста, так или  иначе, связана с общением, при  этом оно нередко составляет основное содержание его деятельности и является не обыкновенным, бытовым общением двух приятелей, а приобретает роль профессионального. Важно будет  отметить, что профессиональное общение  не всегда применяется юристом по своему усмотрению, в ряде случаев, оно строго формализовано и протекает  в особом процессуальном режиме с  соблюдением определённых, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как  приём заявлений у граждан, проведение допроса и очной ставки, судебные прения и многое другое. Такая заформализованность, чёткая регламентация и невозможность  отступления от неё являются обязательными  условиями, при которых такое  общение может существовать.

      Но  одним из важнейших качеств данной деятельности является способность  устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения, которые в значительной мере влияют на эффективность труда юристов.

      Поэтому от юриста, помимо знания законов, требуются  ещё и определённые коммуникативные  способности: умение устанавливать  отношения с людьми, убеждать, учитывая индивидуально-психологические особенности, пробуждать интерес к общению  в связи с теми или иными  обстоятельствами, имеющими правовое значение.

      Такое разделение и выделение отдельных  структурных элементов носит  сугубо условный характер, так как  при осуществлении той или  иной деятельности юрист применяет, если не все, то большую их часть, во взаимосвязи и взаимодополнении. Такой методологический подход помогает более углублённо проанализировать профессиональный труд юристов, выделить наиболее важные и существенные моменты  его деятельности, разработать профессионограмму  деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, которые  хотят стать юристами, создать  надёжную систему профессионального  отбора кадров.  

      3.Профессионально значимые качества личности юриста.  

      Определение профессионально значимых качеств  личности юриста очень важно и  необходимо в современном обществе. Выделение таких качеств способствует улучшению деятельности работников, которые так или иначе связаны  с юриспруденцией. Определение индивидуально  психологических качеств способствует установлению пригодности личности к той или иной деятельности. При  этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе  решить такую важную проблемы, как  качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. Ведь в случае профессиональной непригодности, человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы.

      В связи с этим выделяют следующие  факторы профессиональной пригодности: высокий уровень социальной адаптации, нервно-психическая устойчивость, высокий  уровень интеллектуального развития, коммуникативная компетентность, организаторские  способности. Эти факторы включают если не все, то большинство психологических  качеств юридической личности.

      Одним из самых главных факторов профессиональной пригодности юридических работников является высокий уровень социальной адаптации, который заключается  в нормативности поведения юриста в различных ситуациях. К необходимым  качествам личности здесь следует  отнести высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Все эти качества способствуют улучшению и качественному  исполнению всех возложенных на юриста задач, его неподкупность, стремление к завершению и выполнению любого, даже самого сложного и заранее проигрышного дела.

      К качествам, которые свидетельствуют  о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверять, пожалуй, никакой работы, тем более, когда  речь идёт о судьбе человека.

      Следующим фактором является нервно-психическая  устойчивость личности юриста. Здесь  необходимо выделить такие качества как: устойчивость к стрессу, высокий  уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют не должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать не различные события. Отрицательно можно оценить следующие качества: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, избыточная агрессивность, быстрая истощаемость нервных процессов.

      Третий  фактор – высокий уровень интеллектуального  развития. Обуславливается следующими факторами: развитый интеллект, широкий  кругозор, эрудиция; гибкое творческое мышление при решении тех или  иных вопросов; активность, подвижность  психических познавательных процессов; развитое воображение, интуиция. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память – качества, несовместимые  с эффективностью профессионального  труда.

      О коммуникативной компетентности уже  многое было сказано, хочу лишь добавить, что главным, на мой взгляд, в этой деятельности является умение юриста вести диалог. Каждый конкретный человек  по-своему индивидуален и для юриста необходимо чётко определить внутренний психологический мир собеседника, особенности его характера и  темперамента и исходя из этого построить  своё общение. В противном случае, при неправильном общении, слишком  резком тоне, негативном настрое, человек  может замкнуться в себе, откажется  разговаривать, разозлится или обидится.

      Такой фактор, как организаторские способности, позволяют юристу, независимо от рода его деятельности, оказывать управляющее  воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в  диалог в процессе профессионального  общения. Поэтому юристу, который  относится к управленческому  звену должны соответствовать такие  качества, как активность, инициативность, находчивость, решительность, смелость, самостоятельность и многие другие.

      Но  помимо перечисленных качеств, у  каждого юриста должна быть мотивационная  сфера его деятельности. Он должен стремиться к достижению высоких  результатов своей работы, всеобщему  уважению, престижу. Если этот фактор отсутствует, то вряд ли можно говорить о хорошей  работе и успехе на своём поприще.

 

Заключение.

      Итак, труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает  в постоянном решении разнообразных  задач и поиске истины. Каждое новое  дело требует индивидуального подхода  и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять  такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда  других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его  труд разнообразен, но всегда протекает  в рамках дозволенного и через  это нельзя переступать, хотя возникают  ситуации, когда это необходимо.

Информация о работе Юридическая психология