Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:43, реферат
Из вышесказанного следует, что данный вопрос достаточно важен и актуален на сегодняшний момент. Если будет возможность изначально направлять людей на те должности, к которым они подходят в наилучшей степени, то можно предотвратить не только их неудовлетворённость и небрежность к неправильно выбранной профессии, но и значительно улучшить работу всех юридических органов, что так необходимо в наше сложное время.
Так что же необходимо человеку, чтобы работать по профессии «юрист»?
Введение........ ……………………………………………….........…….2
1.Социально-психологическая характеристика работы юриста…...3
2.Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста……………….……………………….......................................….9
3.Профессионально значимые качества личности юриста……….......13
Заключение…………………………………………………………........17
Список используемой литературы..........................................................19
2.Структурно-психологический
анализ профессиональной
деятельности юриста.
Данный
анализ профессиональной деятельности
юриста, позволяет значительно глубже
и шире дополнить его как
Для
всех видов правоохранительной деятельности:
следственной, судебной, юрисконсультской,
адвокатской и некоторых
В наиболее обобщенном виде многие авторы выделяют следующие подструктуры профессиональной деятельности юриста:
Позновательно-
В познавательную деятельность юриста входит расследование преступлений и выявление их причин, разрешение споров в судах и многое другое. В процессе своей деятельности юрист постоянно должен вести умственную работу: прогнозировать те или иные последствия по делу, его исход, искать наилучшие варианты защиты своего клиента, чётко определять чужие и свои ошибки, и быстро и грамотно устранять их. Юрист всё время должен стремиться к тому, чтобы найти истину, и это должно являться главным критерием его познавательной деятельности. В этом отношении справедливо можно заметить, что познавательная деятельность юриста, так или иначе, сопряжена с удостоверительной функцией. Эта функция сопровождается составлением процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания. В области удостоверительной деятельности юрист должен обладать развитой письменной речью, способностью к быстрому обобщению информации, умением дать письменное описание событиям.
С
психологической точки зрения в
данной деятельности юристу приходится
преодолевать противодействие
Безусловно, в процессе познания необходимы и определённые личностные качества, которые в своей совокупности составляют один из основных факторов профессиональной пригодности. К ним относятся: развитый интеллект, разносторонние общие и профессиональные знания, творческое мышление, аналитический склад ума, умение выделять главное, активное восприятие, ёмкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция.
Организационно-
Организационно-
Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний, необходимо иметь организаторские способности. Прежде всего, это: активность, инициативность, находчивость, умение выделять главное, ответственность за свои действия.
Важную
роль в структуре организаторских
способностей играют и другие отмеченные
выше качества: коммуникативная
К
качествам, существенно снижающим
организаторские способности
Воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Данная подструктура деятельности юриста заключается в определении целей и задач правосудия, методов профилактики и борьбы с правонарушениями, умении, правильно, доступно и понятно толковать, право, разъяснять его гражданам. Здесь важно отметить умение юриста разъяснять суть той или иной правовой нормы, и правильное понимание её в последующем гражданами.
Участие юристов в воспитательной работе предполагает их высокий образовательный уровень, культурный, наличие широкого кругозора, эрудиции. В ходе такой деятельности юристу нередко приходится выступать перед аудиторией, поэтому у него должна быть хорошо развита речь, он должен доступно и понятно доносить до присутствующих всю необходимую информацию, владеть вербальными и невербальными средствами общения.
Воспитательная деятельность очень важна для правовой образованности граждан, которая (правовая образованность) в наши дни остаётся очень низкой.
Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Практически любая деятельность юриста, так или иначе, связана с общением, при этом оно нередко составляет основное содержание его деятельности и является не обыкновенным, бытовым общением двух приятелей, а приобретает роль профессионального. Важно будет отметить, что профессиональное общение не всегда применяется юристом по своему усмотрению, в ряде случаев, оно строго формализовано и протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определённых, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как приём заявлений у граждан, проведение допроса и очной ставки, судебные прения и многое другое. Такая заформализованность, чёткая регламентация и невозможность отступления от неё являются обязательными условиями, при которых такое общение может существовать.
Но
одним из важнейших качеств данной
деятельности является способность
устанавливать межличностные
Поэтому
от юриста, помимо знания законов, требуются
ещё и определённые коммуникативные
способности: умение устанавливать
отношения с людьми, убеждать, учитывая
индивидуально-психологические
Такое
разделение и выделение отдельных
структурных элементов носит
сугубо условный характер, так как
при осуществлении той или
иной деятельности юрист применяет,
если не все, то большую их часть, во
взаимосвязи и
3.Профессионально
значимые качества личности
юриста.
Определение
профессионально значимых качеств
личности юриста очень важно и
необходимо в современном обществе.
Выделение таких качеств
В
связи с этим выделяют следующие
факторы профессиональной пригодности:
высокий уровень социальной адаптации,
нервно-психическая
Одним
из самых главных факторов профессиональной
пригодности юридических
К качествам, которые свидетельствуют о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверять, пожалуй, никакой работы, тем более, когда речь идёт о судьбе человека.
Следующим фактором является нервно-психическая устойчивость личности юриста. Здесь необходимо выделить такие качества как: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют не должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать не различные события. Отрицательно можно оценить следующие качества: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, избыточная агрессивность, быстрая истощаемость нервных процессов.
Третий
фактор – высокий уровень
О
коммуникативной компетентности уже
многое было сказано, хочу лишь добавить,
что главным, на мой взгляд, в этой
деятельности является умение юриста
вести диалог. Каждый конкретный человек
по-своему индивидуален и для юриста
необходимо чётко определить внутренний
психологический мир
Такой
фактор, как организаторские
Но помимо перечисленных качеств, у каждого юриста должна быть мотивационная сфера его деятельности. Он должен стремиться к достижению высоких результатов своей работы, всеобщему уважению, престижу. Если этот фактор отсутствует, то вряд ли можно говорить о хорошей работе и успехе на своём поприще.
Заключение.
Итак,
труд юриста разнообразен и сложен.
Вся его деятельность протекает
в постоянном решении разнообразных
задач и поиске истины. Каждое новое
дело требует индивидуального