Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:51, контрольная работа
Явления, изучаемые в психологии, настолько сложны и своеобразны, в такой степени трудны для научного исследования, что на протяжении всей истории существования психологии как науки ученые постоянно не были удовлетворены имеющимися в их распоряжении методами исследования. Они были озабочены поиском методов, которые бы позволили получить объективные, надежные и достоверные знания о психических явлениях.
3. Интерпретационные методы.
1. Генетическое описание (описание развития).
Генетический метод в психологии, т.е.
использование изучения развития психики
как средства для раскрытия общих психологических
закономерностей, – не сопоставляется
с наблюдением и экспериментом в одном
ряду и не противопоставляется им, а необходимо
на них опирается и строится на их основе,
поскольку установление генетических
данных в свою очередь основывается на
наблюдении или эксперименте. Сущность
генетического принципа в том, что изучаемое
психическое явление рассматривается
как процесс и исследователь стремиться
восстановить все моменты его развития,
увидеть и понять, как они сменяют друг
друга, делает попытку представить изучаемый
психический факт в его конкретной истории.
2. Структурное описание (классификация,
типологизация).
В генетическом описании для изучения
возрастных изменений в психике человека
требуется и применяется системный подход.
С точки зрения системного подхода возрастные
изменения рассматриваются параллельно
в четырех аспектах:
• онтологический (соотношение биологического
и социального в развитии);
• хронологический (микро- и макрохронология);
• структурно-динамический (закономерности
качественных преобразований и преемственности
в развитии психики);
• каузальный (факторы развития).
Кроме описанных методов, которые являются
общими для всех психологических наук,
существуют также специальные методы
исследования, применяемые в отдельных
областях психологических знаний. Чаще
всего такие методы используются в прикладных
психологических исследованиях. Так в
психогенетике используется метод близнецов,
в инженерной психологии – технические
методы и т. д.
В психологических исследованиях с помощью
указанных выше методов должны соблюдаться
определенные принципы (правила).
1. Принцип
объективности. Данный принцип предполагает
изучение человека в естественных, но
разнообразных для него условиях, чтобы
определить, не зависит ли то или иное
проявление человека от каких-то конкретных
внешних факторов. Этот принцип также
требует учета всех полученных данных,
а особенно тех, которые противоречат
первому впечатлению.
2. Принцип
изучения всех психологических явлений
в их развитии. Этот принцип предполагает
активное воздействие на испытуемого,
что позволяет рассмотреть не только результат,
но и процесс, выявить не только актуальные,
но и потенциальные возможности исследуемого.
3. Аналитико-синтетический
принцип. При аналитическом подходе
изучаются отдельные проявления психики
в различных условиях. Синтетический подход
предполагает изучение связи отдельных
проявлений между собой.
При использовании различных методов
психологического исследования необходимо
считаться с особенностями изучаемой
проблемы. Так, например, при изучении
ощущений вряд ли какой-либо другой метод
может быть так эффективен, как экспериментальный.
Но при изучении высших проявлений человеческой
личности серьезно встает вопрос о возможности
"экспериментировать" над человеком.
Заключение
Успехи психологии непосредственно зависят от качества применяемых в ней методов исследования. Будучи не в состоянии придумать все методы самостоятельно, психологи обращались за помощью к другим наукам и заимствовали из них все то, что могло оказаться полезным изучения и познания психических явлений. Со временем в психологии оказались аккумулированными методы исследования, привлеченные из самых разных наук: философии, истории, социологии, математики, физики, медицины и т.д.
В связи с увеличением
количества психологических наук и
расширением сферы
Например, за последние несколько десятков лет в арсенал методов психологических исследований вошли методы, основанные на использовании компьютерной техники и современных средств электронной связи.
ФГБОУ ВПО
«Арзамасский государственный педагогический институт
имени А.П. Гайдара»
Контрольная работа
на тему «Классификация методов в психологии»
Выполнила:
студент 5 курса
специальность «Педагогика и психология»
Буканова Е.В
Проверила:Дворникова И.Н