Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:22, доклад
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть человек». Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека.
Классификация современных теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть человек». Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предсказать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа «человека самореализующегося» и положений гуманистической психологии, в третьей — окажется необходимым использовать представления о «человеке активном».
Для продуктивного обсуждения теорий личности необходимо провести классификацию многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека. Одним из возможных критериев классификации является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности). Другим критерием для ориентации в теориях личности являются допущения авторов о «природе человека». По этому критерию можно указать как минимум четыре различные позиции относительно «природы человека»: 1) человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. В таком случае конфликт между обществом и субъектом неизбежен. Причём в интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке; 2) человек от природы «хорош», а общество искажает его позитивную естественную сущность. В этом случае, неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Однако допускается, что можно построить идеальное общество, которое будет соответствовать природе человека и раскрытию всех потенциально присущих ему свойств; 3) человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке (или наоборот). В данном случае конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера; 4) человек по природе нейтрален. Он tabula rasa, которую социум формирует по своим законам и своему подобию. Естественно, в такой версии конфликт отсутствует.
В связи с этим классификации теории личности можно разделить на четыре основных типа: гомеостатические, ориентированные на конфликт(психоанализ); гомеостатические, ориентированные на согласие(бихевиоральный и когнитивный подходы); гетеростатические, ориентированные на конфликт(деятельностный подход) и гетеростатические ориентированные на согласие(гуманистический подход).
Гомеостатические теории,
ориентированные на конфликт, предполагают,
что наличие конфликта является
«бременем» человека, в течение всей
своей жизни безуспешно пытающегося
разрешить заданный ему собственной
природой конфликт и вернуться в
безмятежное состояние
Гомеостатические теории,
ориентированные на согласие, придерживаются
нейтральной трактовки
В теориях гетеростатического
типа акцент делается на самодетерминации
усложнения и совершенствования
личности в ходе ее становления (для
обозначения этого процесса используется
термин «личностный рост»). Такие
теории признают естественной сущностью
личности «бескорыстную» (неадаптивную)
активность и постоянное стремление
развиваться и изменяться («выходить
за пределы самой себя»), но могут
включать в себя и представления
о различных конфликтных, кризисных
ситуациях как дополнительных механизмах
развития (гетеростатические теории,
ориентированные на конфликт). Личность
оказывается тогда постоянно
«незавершенным проектом». Естественно,
возникает вопрос об источнике данного
идеального проекта личности. В ряде
гетеростатических концепций
Психоанализ - Мама ругается на дочь "бездельница", но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это был психоанализ, психоанализ внутренних выгод.
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании - направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К. Л. Халл.
Бихевиоризм (бихевиоральный подход) - разновидность, одно из направлений поведенческого подхода, см.→. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода см.→
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) - современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная
психология состоит из многих разделов:
восприятие, распознавание образов,
внимание, память, воображение, речь, психология
развития, мышление и принятие решения,
в целом естественный интеллект
и отчасти искусственный
С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
Представление о поэтапной
переработке информации, т.е. о том,
что стимулы внешнего мира проходят
внутри психики через ряд
Допущение об ограниченной емкости
системы переработки
Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории,
завоевывающим все большую
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопостравление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века. Смотри статью Н.И.Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической
Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., изучала психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей. Позже взгляды гуманистической психологии и гуманистического подхода в целом распространились на область психотерапевтической работы.
Основные методологические принципы и положения
Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.
Человек открыт миру, переживание
человеком мира и себя в мире -
главная психологическая
Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика:
Недирективная психотерапия К.Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. См.→
Третья область практического
приложения гуманистической психологии
— социально-психологический
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии;
Информация о работе Классификация современных теорий личности