Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:30, доклад
Мышление - важнейший процесс жизнедеятельности, без которого человек не являлся бы человеком. Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя Мышеление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—555)
Клиповое Мышление.
Мышление - важнейший процесс жизнедеятельности, без которого человек не являлся бы человеком. Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя Мышеление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—555)
Наука показывает,
что некоторые процессы, происходящие
сегодня в мире, очень сильно влияют
на мышление и продукт этого процесса.
В данном докладе я попытаюсь рассмотреть
причины возникновения и последствия
клипового мышления. Данный термин ещё
не вошёл в науку, но уже на слуху почти
у каждого. Сlip в переводе с английского
обозначает «стрижка; быстрота (движения);
вырезка (из газеты); отрывок из фильма,
нарезка». Термин «клиповое мышление больше
соотносится с последним значением и отсылает
к принципам построения музыкальных клипов.
Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд
представляет собой слабо связанный между
собой набор образов. По аналогии, при
клиповом мышлении – окружающий мир превращается
в мозаику разрозненных, мало связанных
между собой фактов. Человек привыкает
к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе,
сменяют друг друга и постоянно требует
новых. Если посмотреть со стороны анализа
информации, то обладатель КМ оперирует
только смыслами фиксированной длины
и не может работать с семиотическими
структурами произвольной сложности.
Внешне это проявляется в том, что человек
не может длительное время сосредотачиваться
на какой-либо информации, и у него снижена
способность к анализу. Естественно, человек
не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается
при длительном потреблении информации
в мозаичном и препарированном виде через
музыкальные каналы и СМИ.
Источник: http://shkolazhizni.
© Shkolazhizni.ru
Дело в том, что восприятие окружающего мира - это работа мозга, а не наших глаз. Светочувствительная часть глаза состоит из множества отдельных элементов. Оптическая часть собирает на каждом элементе свет, приходящий с одного направления. Картина дробится на бесчисленные точки мозаики. Сбор этих точек вновь в единую картину — задача не глаза, а мозга. Мир в целом мы воспринимаем как множество разрозненных точек — фактов. Собрать их в цельную картину — опять же задача мозга.
Видеть то, на что смотрим, мы учимся в столь раннем возрасте, что сложность задачи могут оценить лишь те, кто учит слепых от рождения, прозревших благодаря успехам медицины. Понимать то, что видим, надо учиться всю жизнь. Детские психологи — Корнейчуков, Выготский, Пиаже, Ильенков — доселе открыли только малую часть сложностей, преодолеваемых каждым из нас на пути превращения в человека.
Модный сейчас
клиповый монтаж первоначально появился
ради маскировки бессодержательности
популярных песенок: зритель, искушённый
восприятием сложных
К сожалению, и далеко за
пределами шоу-бизнеса
Более того, изучить эти законы — по крайней мере после того, как они кем-то уже открыты — несравненно проще, нежели факты, из коих законы выведены. Просто потому, что законов — и способов выведения фактов из них — несравненно меньше, чем самих фактов. Нынешний переход от старинной — идущей еще из античных времён, а окончательно оформленной в средневековой Германии — законоцентричной системы обучения к новомодной — восходящей ещё к каменному веку, но возрождённой сейчас в Соединённых Государствах Америки — фактоцентричной системе непомерно наращивает нагрузку на учеников. И в то же время делает их катастрофически неприспособленными к жизни, способными существовать только в мире всеобъемлющих инструкций на каждый шаг. Хвалёная германская бюрократия с её многотомными регламентами даже в подмётки не годится сегодняшней американской обстановке с надписями на фастфудовских картонных кофейных чашках «Содержимое горячее — можно обжечься» и на микроволновках «Кошек не сушить!»
К сожалению, наша нынешняя школа, ещё недавно увлечённо впитывавшая новейшие достижения науки, нынче преобразуется на американский манер. О последствиях этого регресса придётся говорить ещё не раз. Здесь же остановлюсь на главном: новые поколения обречены на полное непонимание мира. Значит, будут двигаться по нему как слепцы. Мозаичное мышление куда разрушительнее и опаснее мозаичного зрения.
Анатолий
Вассерман http://for-rest-lab.
На мой взгляд,
такое явление как клиповое мышление,
ставит весьма большие проблемы для футурологии.
Напомню, футурология - прогнозирование
будущего, в том числе путём экстрополяции существующ
Таким образом, клиповое мышление можно отнести к расстройству мышления. Расстройства мышления находят своё отражение в речи, письме творчестве. Возможны заметные колебания темпа мышления. Ускорение потока мыслей на фоне эмоционального возбуждения способно достичь степени "скачки идей" — нецеленаправленных, поверхностных. Заторможенность М., напротив, характеризуется скудным и замедленным возникновением представлений, образованием понятий и суждений, что согласуется с подавленным настроением больного и субъективным ощущением интеллектуального опустошения.
На
мой взгляд, следует рассмотреть
вздействие клипового мышления на все
виды когнитивного развития человека. Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие
всех видов мыслительных процессов, таких
как восприятие, память, формир
Итак, человек получает разрозненную информацию в виде сухих фактов. Его восприятие при этом происходит с очень быстрой периодичностью. Факты не подкрепляются аргументами, в итоге у человека не возникает целостная картина передаваемой информации. Образы и яркие примеры, должны быть в виде ключей, с помощью которых человек в будущем сможет открыть, разархивировать из своей памяти нужный материал. Остальные виды, такие как воображение, формирование понятий и воображение, идут вразрез с ассоциативной теорией. Общие черты безобразных фактов не смогут привести к выработке новых понятий, а наоборот могут привести к заблуждений в стиле: "Птицы летаю. Пингвины птицы, значит они тоже летают."
Культивация клипового мышления происходит каждый день. Популярные ТВ каналы, книги, написанные в стиле переписки в ICQ, интернет сайты с говорящим названием "интересные факты". На телевиденье большинство программ построены таким образом, чтобы каждый человек мог понять, особо не напрягаясь любую информацию причем в любой момент, когда бы он не включил телевизор. Телевизор вообще стал значимым членом семьи, недаром на многих детских рисунках он занимает почетное центральное место, и за чистую превосходит размеры остальных членов семьи. Очень популярна стала фраза, "Иди сынок (дочка) посмотри телевизор. Ребенок попадает в особую образовательную среду, в которой вместо упорядочного, систематизированного рассказа или показа, на него буквально выливается шквал несвязанных между собой слов, образов, понятий. Герои фильмов вроде бы играют свои роли по определенному сценарию, в котором прослеживается логика, но смена действий настолько быстра, что маленький зритель не успевает подумать, пофантазировать. Напротив, в будущем этот ребенок уже будет четко знать к чему его приведет режиссер и сценарист. Построение длинных логических цепочек этому человеку будет даваться весьма сложно. Ведь в клипе или фильме одно предложение уже заканчивает определенный смысл, а скажем в классической литературе нужно не потерять множество образов, распознать метафоры, и именно тогда раскроется истинный смысл картины.
Большая беда заключается
в том, что средства массовой информации
уже давно стали площадкой
для зарабатывания денег. Однажды
Гусинский, выступая перед студентами
факультета журналистики в МГУ сказал
следующее: "Вы ко мне
не обращайтесь с воспитанием народа,
просветительством и тому подобным. Для
меня телевидение коммерческое предприятие,
а товаром является информация и развлечения.
Все. С остальными задачами ко мне не суйтесь". http://pravda.tvob.ru/smi/120-