Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:05, реферат
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час.[1] Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека.
Когнитивная
психология — раздел психологии, изучающий когнитивные,
то есть познавательные процессы человеческого сознания.
Исследования в этой области обычно связаны
с вопросами памяти, внимания, чу
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.
Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т. д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найссер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Представители Когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная
психология состоит из многих разделов:
восприятие, распознавание образов,
внимание, память, воображение, речь, психология
развития, мышление и принятие решения,
в целом естественный интеллект
и отчасти искусственный
С расширением
предметной области исследований когнитивной
психологии обнаружилась ограниченность
информационного подхода, особенно
при анализе речевой
С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
Исследования
когнитивной психологии охватывают
как сознательные, так и бессознательные
процессы психики, при этом и те и
другие трактуются как различные
способы переработки
Когнитивная психология имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
Представление
о поэтапной переработке
Допущение об ограниченной
емкости системы переработки
информации. Именно ограниченность способности
человека осваивать новую информацию
и прообразовывать уже
Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.