Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:06, статья
Гештальт - старинный и очень важный термин когнитивной науки. Не преувеличивая, гештальт это ключ к пониманию восприятия, мышления и особенностей когнитивного подхода в целом. Парадоксально, но немногие из тех, кому положено знать, что это такое, и даже из тех, кто рассуждает о гештальте, понимает его смысл в полной мере.
Гештальт - старинный и очень важный термин когнитивной науки. Не преувеличивая, гештальт это ключ к пониманию восприятия, мышления и особенностей когнитивного подхода в целом. Парадоксально, но немногие из тех, кому положено знать, что это такое, и даже из тех, кто рассуждает о гештальте, понимает его смысл в полной мере.
Гештальт - немецкое слово, которое наряду со своим бытовым смыслом (образ), уже со времен Гете получило особое значение. Он использовал это слово, рассказывая о целостной и органичной манере воспринимать и исследовать мир, позволяющей проникать в "суть вещей". Но в мировой обиход оно попало только в начале 20-го века благодаря трудам немецкой школы гештальт-психологии.
Смысл этого термина своеобразен. Его нельзя объяснить, сославшись на словарный перевод (образ, конфигурация), как чаще всего поступают сегодня. Гештальт это не образ и не конфигурация, а нечто, обладающее собственной уникальной сутью - именно поэтому термин "гештальт" прижился. Чтобы ухватить смысл гештальта, невозможно его однозначно сопоставить с чем-то уже понятным, нужно синтезировать в своей голове новое содержательное понятие. Это наша первая задача.
Мы попытаемся
приблизиться к смыслу слова "гештальт",
воспользовавшись несколькими различными
метафорами. Ни одна из них не точна
полностью, но в совокупности вы сможете
получить начальный "намек", который
со временем и опытом сложится в
твердое и определенное понимание
этого ключевого для нас
Протосимвол
Знак или символ - это элементарная единица, из которой сложена половина накопленных человечеством знаний. Тексты состоят из букв, формулы - из чисел, схемы и чертежи - из линий и других геометрических фигур. Эти знания закодированы в комбинациях символов и знаков, а с помощью письма, речи и символических рисунков люди научились обмениваться ими.
Но это лишь половина наших знаний. Есть и вторая, менее явная. В ней знания таковы, что не поддаются прямому переложению в знаки и символы, но точно также, как и знаковые знания, могут влиять на наше мышление, восприятие и поведение. Точно также, люди умеют обмениваться этими знаниями, хотя этот обмен не так очевиден. Основной единицей этих знаний является гештальт. Образно говоря, это противоположность знаку или символу, это "антизнак".
Когда мы смотрим на картину внешнего мира или изучаем ситуацию в социальной системе, нам всегда доступны оба вида знаний. То, что удается облечь в слова, описания, схемы и символы, становится символическим знанием. Но всегда остается то, что нельзя заключить в символические описания - неявное знание, которое мы можем чувствовать, которое мы можем "знать", но не можем выразить в символах, знаках и схемах. Его мы назовем протосимволическим знанием или просто протознанием.
В переводе с греческого, "протос" - это первый. Протосимволическое знание предшествует символическому, оно глубже и древнее. Возможно даже, способность к протознаниям нас роднит с животными, поскольку им почти недоступно использование символов и знаков. Подобно тому, как символические знания представлены символами и знаками, протосимволическое представлено гештальтом, то есть, гештальт - это протосимвол.
Символ и гештальт (протосимвол) являются дополняющими друг друга противоположностями. Это основа двух комплиментарных модальностей восприятия и мышления. |
Да, умение облекать
опыт в слова, символы и схемы
- это высшая способность, которой
в природе обладает только человек.
Но мы настолько переоцениваем
Природа человека не может быть исчерпана схемами и формулами, символических знаний тут недостаточно. |
Иногда нам хватает только символических знаний. Западная цивилизация достигла огромных успехов в "кодировании мира", в зашифровке его в слова, формулы, схемы - тут физика, химия, биология, технология. Но есть сферы, в которых она буксует уже веками. В первую очередь, это область знаний о человеке. Здесь символических знаний очевидно недостаточно, природа человека не может быть исчерпана схемами и формулами.
Вот поэтому, изучая
человека и социальные системы так
важно научиться
Дискретное и непрерывное
В мире можно видеть два типа вещей. У одних есть четкие границы. Они имеют ясный ограниченный контур, они предметны. Такие вещи называют дискретными: яблоко на столе, звук выстрела, звезда на ночном небе.
А есть другие. Они текучи и у них нет определенных границ, и все же они есть: водоворот на поверхности воды, запах цветущего жасмина, шум далекого шоссе. Они настолько же реальны, как дискретные вещи, но нельзя сказать, где они еще есть, а где их уже нет, ведь границы отсутствуют. Это непрерывные вещи.
Дискретные вещи можно считать, измерять, изображать на рисунке или схеме. Поэтому наши знаковые знания в первую очередь относятся к дискретным вещам мира. Напротив, непрерывные вещи редко поддаются счету, потому что трудно считать вещи, у которых не видно ясных границ или невозможно понять, где они находятся. Они вообще плохо поддаются превращению в слова и схемы. Поэтому основное содержание наших протосимволических знаний относится как раз к непрерывным вещам.
Микроэксперимент: дискретное и непрерывное
Взгляните на дом. Его окна легко сосчитать, они ясно определены и имеют четкие границы. Это дискретная вещь.
А теперь взгляните на дерево. Можно ли также легко посчитать его ветви? Попробуйте это сделать на настоящем, а не воображаемом дереве, и вы увидите, как это сложно. И главная трудность в том, что все ветви очень разные и растут друг из друга. Есть большие и есть маленькие, а есть и такие ростки, которые только собираются стать веточкой, но что нам делать с ними - считать или не считать? Если мы не прибегнем к искусственному ограничению и не решим, например, что веткой может считаться только отросток длиной не меньше 5 сантиметров, нам вряд ли удастся это сделать. Дерево - непрерывная вещь и чтобы решить задачу, нам приходится отвлечься от реального дерева и начать считать ветви вымышленного, на котором все отростки длиннее 5 сантиметров.
Стремясь все закодировать в слова и числа, люди научились подменять живую реальность ее абстрактной искаженной копией. |
Именно так люди, стремясь все закодировать в слова и числа, научились подменять настоящую живую реальность ее абстрактной искаженной копией. За одно теряя половину доступных о ней знаний.
Также, как соотносятся друг с другом дискретное и непрерывное, соотносятся символ и гештальт:
Чтобы понимать дискретные вещи, нам нужны символы: слова, знаки и схемы.
Чтобы знать непрерывные, нужен гештальт.
Подойти к настоящему дереву, а не к его изображению. Открыть глаза и чувства, попытаться удержаться от своей закоренелой привычки все описывать словами, мерить и считать, и взглянуть на дерево по-новому! Попытаться увидеть его как нечто непрерывное и целостное, не как набор взаимно соединенных между собой веток и листьев, а как единый цельный организм...
И если в вашей душе что-то колыхнется в ответ, если вы ощутите какое-то новое тонкое впечатление от привычного дерева - значит, ваше восприятие прикоснулось к его гештальту. Может быть, это редкий случай, когда вы смогли чуть-чуть узнать, что такое настоящее живое дерево, а не его абстрактная символическая копия, которую мы обычно видим.
Но что именно вы узнали в этот момент - это почти невозможно выразить словами. Нечто слишком неуловимое и аморфное. Поэтому такими впечатлениями обычно пренебрегают, считая, что в них нет прока. И совершают ошибку.
Далее Занятие 2: Мост внутреннего чувства