Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:06, творческая работа
Цель: Развитие гибкости мышления, способности излагать свою позицию.
Коммуникативный тренинг «Вожатый и отряд»
Составитель: педагог-психолог АНО ОДООЦ «Ребячья республика» Ганжала Галина Петровна
Цель: Развитие гибкости мышления, способности излагать свою позицию.
Задачи:
Продолжительность: 1 час
Количество участников: 80 человек
Участники: вожатые
Инвентарь: шляпы 6 цветов: красная, синяя, черная, белая, зеленая, желтая, лист с характеристиками шляп (Приложение 1) – 6 шт., ручки – 10 шт., планшеты – 5 шт. схема с изображением шести шляп (Приложение 2) – 25 шт.
Описание мероприятия: Занятие основано на методе «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно и предполагает обсуждение в группах различных актуальных вопросов вожатской деятельности.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
В деятельности вожатого нередко возникают ситуации, требующие принятия ответственного решения. Зачастую вожатые испытывают трудности в сборе информации о проблеме с различных точек зрения, выработке альтернативных способов решения ситуации. Метод шести шляп предполагает создание некого алгоритма, по которому вожатый может проанализировать ситуацию и выделить различные аспекты проблемы.
Метод шести шляп — это простой и практичный способ разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета (См. Приложение 1).
Преимущества применения метода шести шляп:
Обучаясь методике шести шляп, вожатые могут применять знания на практике, организуя обсуждение различных вопросов с напарником или с детьми в отряде.
Ход мероприятия: Участники делятся на пять групп по 16 человек. Ведущий
знакомит участников с характеристикой шляп, после чего каждой группе выдается описание всех шляп в печатном варианте. Предлагается обсудить различные актуальные вопросы, связанные с деятельностью вожатого при помощи шляп. Для этого каждая группа получает шляпу определенно цвета. Участникам достаются шляпы желтого, зеленого, черного и белого цвета, синяя шляпа достается ведущему. Также каждая группа получает схему с изображением шести шляп. Озвучивается первая проблемная ситуация, предлагается внутри группы обсудить ситуацию исходя из характеристики своей шляпы. Время на обсуждение в группе – 5 минут. Во время обсуждения участники фиксируют основные мысли на схеме в том секторе, который соответствует цвету шляпы. По истечению времени, каждая группа озвучивает основные позиции по проблеме. В это время участники имеют возможность заполнить остальные цветные секторы, фиксируя результаты обсуждения других групп. То есть у каждой группы к концу обсуждения появляется схема, содержащая в себе различные точки зрения на заявленную проблему.
Дальнейших ход занятия происходит по аналогичной схеме, но группы меняются цветными шляпами и рассматривают следующий вопрос с новой позиции.
Ведущий руководит процессом обсуждения и на протяжении всего занятия пользуется синей шляпой. После сбора различных мнений о проблеме предлагается найти единое наиболее оптимальное решение или несколько альтернативных с учетом всех имеющихся фактов.
Актуальные проблемы в работе вожатого (для обсуждения в группах):
Приложение 1
Характеристика шляп:
Белая шляпа: информация
В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Предполагает ответы на вопросы: Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Красная шляпа: чувства
В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Предполагает ответы на вопросы: Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она указывает на возможные риски и подводные камни. Предполагает ответы на вопросы: В чем недостатки? Что здесь неправильно? К каким последствиям может привести данное состояние дел?
Желтая шляпа: логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой проблемы.
Предполагает ответы на вопросы: Каковы преимущества данного положения дел? Какие преимущества может принести решение данной проблемы?
Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, ищем альтернативы в решении данной проблемы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Предполагает ответы на вопросы: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Предполагает ответы на вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Информация о работе Коммуникативный тренинг "Вожатый и отряд"