Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 07:52, курсовая работа
В настоящее время политическая психология заняла свое достойное место среди психологических и политологических наук. В данной дисциплине рассматриваются политические аспекты с психологической точки зрения. Одним из важных в этой междисциплинарной науке является понятие «власть». В толковом словаре Даля, власть – возможность одного человека заставить другого сделать то, что тот по своей воле не сделал бы.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. А. Адлер и его теория компенсаторности…………………………..4
1.1 Концепция индивидуальной теории личности ………………………11
Глава 2. Стремление к власти на примере известных тиранов
2.1 Адольф Гитлер…………………………………………………………13
2.2 Владимир Ильич Ленин……………………………………………….15
2.3 Иосиф Виссарионович Сталин………………………………………..18
2.4 Приведение к общему знаменателю – компенсации………………...20
Заключение …………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………….23
ФКДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. Горького
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра
социальной психологии
КОМПЕНСАТОРНОСТЬ КАК
МОТИВАЦИЯ
К ВЛАСТИ
Курсовая работа
Студентки 4 курса
Заочного отделения
Лескиной А. В.
Научный руководитель:
Доцент, кандидат философских наук
Любякин
Анатолий Александрович
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. А. Адлер и его теория компенсаторности…………………………..4
1.1 Концепция индивидуальной теории личности ………………………11
Глава 2. Стремление к власти на примере известных тиранов
2.1 Адольф Гитлер…………………………………………………………13
2.2 Владимир
Ильич Ленин……………………………………………….
2.3 Иосиф Виссарионович Сталин………………………………………..18
2.4 Приведение
к общему знаменателю –
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В
настоящее время политическая психология
заняла свое достойное место среди
психологических и
Политическая власть желанная добыча для многих людей. Нас заинтересовало, какими мотивами руководствуются политики при стремлении к власти.
Американский
ученый Б. Рассел отмечает, что у
человека имеется две ненасыщаемые
и бесконечные страсти – к славе и власти. Однако
сама мотивация политической власти имеет
достаточно широкий спектр потребностно
- мотивационных образований, которые
побуждают личность достигать власти
и собственно властвовать. Так, некоторые
американские исследователи считают,
что имеется два фундаментально различных
вида стремления к власти. Один называется
«наступательным» или агрессивным, который
происходит из чувства всемогущества
и признанности, а другой – называется
«защитным», корни которого находятся
в чувстве слабости и неполноценности.
Первый вид – прямое стремление к
власти, произрастает из опыта раннего
детства, связанного с позитивным подкреплением
самоутверждения и агрессивного поведения.
Второй вид – косвенное стремление, как
попытка преодолеть чувство слабости
или низкую самооценку, корни которой
скрыты в ранних переживаниях безвластия
и опыта переживания на себе власти других.
И первый, и второй вид стремления человека
к власти является не чем иным, как развитием
концептуальных положений компенсаторской
теории власти А. Адлера.
Глава
1. А. Адлер и его теория
компенсаторности
Альфред Адлер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)- австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. Имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.
Альфред
был третьим из шести детей
в небогатой еврейской семье.
Адлер упорно боролся со своей
физической слабостью. Когда только
это было возможно, юный Альфред
бегал и играл с другими
детьми, которые всегда с удовольствием
принимали его в свою компанию.
Казалось, он находил среди друзей
то чувство равенства и
В 1895 г. Адлер закончил Венский университет
и начал работать в Венском
госпитале врачом. Он интересуется
влиянием органических недостатков
и социального окружения на психическую
жизнь пациентов.
В
1901 году Адлер, подающий надежды молодой
врач, активно защищал в печати
новую книгу Фрейда «Толкование
сновидений». Хотя Фрейд раньше не был
знаком с Адлером, он был глубоко
тронут смелой защитой Адлером его
работы и прислал ему письмо с
благодарностью и приглашением участвовать
в только что сформированной дискуссионной
группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком,
в 1902 г. примкнул к кружку, который собирается
по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная
работа "Исследование неполноценности
органов".
Адлер и Фрейд существенно отличались
друг от друга по темпераменту, возрасту,
методам работы. Движение ума Адлера можно
рассматривать как движение по горизонтали,
а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили
широкий, всеобъемлющий характер, охватывая
разнообразие отношений человека с окружающим
миром. Фрейд практически игнорирует внешнее,
изучая интрапсихические механизмы. Фрейд
обладал жестким типом мышления, для которого
были характерны строгий детерминизм,
структурализм, тенденция представления
целого в виде ограниченного количества
отдельных составляющих.
Для Адлера характерен иной подход к объяснению
динамики психического. В своих работах
он тяготел к анализу психического как
целого, не делимого на отдельные части.
Идею целостности он почерпнул из философской
концепции Яна Смитса, который полагал,
что целые системы обладают свойствами,
отсутствующими у частей.
Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
В 1911 г.
Адлер выступает перед членами
кружка с сообщением "Критика
фрейдовской теории сексуальности"
и в этом же году покидает его. Одна
за другой выходят его работы: "О
нервическом характере" (1912), "Практика
и теория индивидуальной психологии"
(1920), "Социальный интерес: вызов человечеству"
(1939). Всего им написано свыше 300 книг
и статей. Умер Адлер во время
чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное
Адлером и продолженное его дочерью
Александрой носит название индивидуальной
психологии.
Индивидуальная психология - теория личности
Адлера, в которой подчеркивается уникальность
каждого индивидуума и тех процессов,
с помощью которых люди преодолевают свои
недостатки в процессе движения к своим
жизненным целям (individuum в переводе с латинского
языка означает неделимый).
Рассмотрим некоторые
из этих принципов.
Свои ранние работы Адлер посвятил
проблеме неполноценности органов и их
компенсации. Исходя из своего врачебного
опыта, он считает, что у человека одни
органы развиты несколько слабее других.
Эта слабость органов приводит к заболеваниям.
В соответствии с исследованием неполноценных
органов появляется идея об определенных
психических феноменах, которые сопровождают
органические недостатки. Это - чувство
неполноценности.
Чувство неполноценности - ощущение и
переживание своей неспособности, некачественности
по сравнению с другими людьми.
Умеренно развитое чувство неполноценности
приводит к желанию преодолеть свои недостатки,
справиться с ними и является импульсом
личностного роста. Механизмом преодоления
недостатков является компенсация как
способ нейтрализации мучительного чувства
неполноценности. Компенсация способствует
усилению психической деятельности и
восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется
этот процесс за счет тренировки органов.
Наряду с компенсацией рассматривается
механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации)
как способ преодоления чувства неполноценности
и достижения выдающихся результатов.
Например, при недостатке зрения человек
развивал в себе дар художника, недостаток
артикуляции способствовал развитию таланта
оратора, недостаток слуха - развитию дара
музыканта.
"Почти у всех выдающихся людей мы находим
дефект какого-либо органа; складывается
впечатление, что они очень страдали в
начале жизни и преодолели свои трудности",
- писал А. Адлер.
При сильно развитом чувстве неполноценности
развитие личности может быть замедлено
или даже нарушено. Чувство неполноценности
фиксируется, а человек намеренно аранжирует
свои дефекты, подчеркивая и усиливая
их, считая недугом. Так возникает комплекс
неполноценности.
Комплекс неполноценности - совокупность
установок, представлений или поступков,
выражающих в более или менее замаскированном
виде чувство неполноценности или связанные
с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности
является аранжировкой недостаточности.
Наличие комплекса приводит к нарушению
полноценного функционирования личности,
сужению сфер жизнедеятельности, отказу
от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно
развиваться.
Неполноценные органы и их оценка в виде
чувства неполноценности стимулируют
развитие человека, направленное на удовлетворение
желания, которое Адлер считал основополагающим.
Это - стремление к превосходству как стремление
к совершенству. Стремление к превосходству
означает необходимость преодолевать
самого себя, развивать свои способности,
потенциально заложенные возможности.
В более ранних работах он полагал, что
основным личностным свойством является
агрессивность как сильная инициатива
в преодолении переживаний. Эта идея возникла
на основе представлений Ф. Ницше
о "воле к власти". Позднее агрессию
и волю к власти Адлер считает частным
случаем стремления к превосходству.
Стремление к превосходству является
врожденным. Тем не менее существуют варианты
его проявления. Критерием этих различий
является социальный интерес (социальное
чувство, чувство общности, чувство солидарности)
- врожденный инстинкт отказываться от
своих эгоистических целей ради целей
сообщества.
Низкий социальный интерес указывает
на невротический путь развития и связан
со стремлением к личному превосходству,
желанием быть лучше всех. Высокий социальный
интерес указывает на стремление преодолевать
трудности и стремление к конструктивному
превосходству. Социальный интерес - по
Адлеру - является показателем психического
здоровья, "барометром нормальности"
и критерием различения типов превосходства.
Врожденность социального интереса не
исключает возможности его развития, которое
происходит за счет сотрудничества и кооперации.
Многие цели взрослого человека являются
вполне осознанными, но все же основной
из них является жизненная цель, которая
формируется в раннем детстве и может
быть неосознанной. С этим понятием связана
концепция фикционного финализма, основанная
на концепции Хакса Вайингера, изложенную
в работе "Философия возможного".
Он утверждал, что поведение людей находится
под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний.
Подобные ожидания похожи на идеалы, которые
невозможно проверить на практике, соотнести
с реальностью, но которые тем не менее
позволяют наполнять все действия человека
смыслом, задавать направление жизни.
Цели-фикции структурируют процесс развития
человека, организуя его в соответствии
с заданным в них смыслом.
Понятия социального интереса, жизненной
цели связаны со стилем жизни и общей идеей
Адлера о целостности человека. "Главная
задача индивидуальной психологии подтверждать
это единство в каждом индивидууме, в его
мышлении, чувствовании, действовании,
в его так называемом сознании и бессознательном
- во всех выражениях его личности".
Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный
каждым индивидуумом для следования своей
жизненной цели.
Признаками здоровой личности по Адлеру
являются - движение от центрированности
на себе к социальному интересу, стремление
к конструктивному превосходству, кооперация.
Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
Следствием влияния
трех выше названных причин может
стать невроз как естественное, логическое
развитие индивидуума с низким уровнем
активности, эгоцентрически стремящегося
к превосходству и поэтому
имеющему задержку в развитии социального
интереса.
Нередко индивидуальную психологию Адлера
называют психологией "здравого смысла"
или "психологией обыденности".
Его оригинальные находки часто рассматривались
как произвольное от психоанализа или
что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное.
К. Юнг писал, что "оба исследователя
(Фрейд и Адлер) рассматривают субъекта
в отношении к объекту... Адлер делает акцент
на субъекте, который охраняет себя и стремится
добиться превосходства над объектом…
Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты,
которые в силу их определенного своеобразия
либо способствуют, либо препятствуют
удовлетворению стремления субъекта к
удовольствию". Юнг решил эту дилемму,
как мы знаем, с помощью типологии, т.е.
деления людей на заинтересованных в объекте
(экстравертов) и заинтересованных в самом
себе (интровертов).
Одним
из основополагающих трудов теории личности
Адлера является "Практика и теория
индивидуальной психологии". Среди
других его значительных работ, можно
отметить "Исследование физической
неполноценности и ее психической
компенсации", "Невротическая
конституция", "Смысл жизни",
"Постижение человеческой природы",
"Наука жизни", "Социальный интерес:
вызов человечеству", "Образ
жизни".
1.1 Концепция индивидуальной теории личности
В отличие
от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного
и сексуальности как