Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:49, реферат
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Цель данного реферата : рассмотреть концепцию психического развития Зигмунда Фрейда.
Введение.
Глава1. Психоанализ: основные концепции и принципы:
Глава1.1. Структура личности;
Глава1.2. Инстинкты — движущая сила поведения.
Глава2. Развитие личности: психосексуальные стадии.
Заключение.
Литеретура.
Федеральное агентство по образованию
Кузбасская Государственная Педагогическая Академия
Факультет иностранных языков
Кафедра
психологии
Реферат по теме:
«Концепции психического
развития
Зигмунда Фрейда»
Выполнила: студентка 1курса
Введение.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Сравним, например, убийцу-рецидивиста, самоотверженного ученого, наркомана, коррумпированного политика, монаха и офицера высшего командного состава. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Цель
данного реферата : рассмотреть концепцию
психического развития Зигмунда Фрейда.
Содержание.
Введение.
Глава1. Психоанализ: основные концепции и принципы:
Глава1.1. Структура личности;
Глава1.2. Инстинкты — движущая сила поведения.
Глава2. Развитие личности: психосексуальные стадии.
Заключение.
Литеретура.
Глава1.
Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд
Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX века стала научной дисциплиной, главной ее целью являлось раскрытие основных элементов психической жизни взрослого человека при помощи метода интроспекции в лабораторных условиях. Это направление, получившее название структурной школы, основано Вильгельмом Вундтом, открывшим в 1879 году первую психологическую лабораторию в Лейпциге . В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению людей, разработанного почти без посторонней помощи Зигмундом Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в прошлом веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода — она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.
Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.
Психоанализ: основные концепции и принципы
Термин
«психоанализ» имеет три
Уровни сознания: топографическая модель
В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
Фрейд
не первым обратил внимание на значение
бессознательных процессов в
поведении человека. Некоторые философы
XVIII и XIX веков предполагали, что основное
содержание внутреннего мира не доступно
для осознания (Ellenberger, 1970). Однако, в отличие
от своих идейных предшественников, Фрейд
придал концепции бессознательной жизни
эмпирический статус. В частности, он подчеркивал,
что бессознательное следует рассматривать
не как гипотетическую абстракцию, а скорее,
как реальность, которую можно продемонстрировать
и проверить. Фрейд твердо верил в то, что
действительно значимые аспекты поведения
человека оформляются и направляются
импульсами и побуждениями, всецело находящимися
вне сферы сознания. Эти влияния не только
не осознаются, но, более того, если они
начинают осознаваться или открыто выражаться
в поведении, это встречает сильное внутреннее
сопротивление индивидуума. Неосознанные
переживания, в отличие от предсознательных,
полностью недоступны для осознания, но
они в значительной степени определяют
действия людей. Однако неосознанный материал
может выразиться в замаскированной или
символической форме, подобно тому, как
неосознаваемые инстинктивные побуждения
косвенно находят удовлетворение в снах,
фантазиях, игре и работе. Эту догадку
Фрейд использовал в своей работе с больными.
Глава1.1. Структура личности
Концепция
неосознаваемых психических процессов
являлась центральной в раннем описании
личностной организации. Однако в начале
20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную
модель психической жизни и ввел в анатомию
личности три основные структуры: ид,
эго и суперэго.
Данное трехчастное деление личности
известно как структурная
модель психической жизни, хотя Фрейд
полагал, что эти составляющие следует
рассматривать скорее как некие процессы,
чем как особые «структуры» личности.
Фрейд понимал, что предложенные им конструкты
гипотетичны, поскольку уровень развития
нейроанатомии в то время не был достаточным
для того, чтобы определить их локализацию
в центральной нервной системе. Взаимосвязь
между этими личностными структурами
и уровнями сознания (то есть, топографическая
модель) изображена в виде диаграммы на
рис. 1.1. На рисунке показано, что сфера
ид полностью неосознаваема, в то время
как эго и суперэго действуют на всех трех
уровнях сознания. Сознание охватывает
все три личностные структуры, хотя основная
его часть сформирована импульсами, исходящими
от ид.
Рис.
1.1. Связь структурной модели с уровнями
сознания.
Информация о работе Концепции психического развития Зигмунда Фрейда