Концепция нравственного развития по Кольбергу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание

В своей работе Кольберг опирался на идеи Жана Пиаже в области изучения нравственных суждений детей. Вопреки распространенному убеждению, будто Пиаже интересовался только генезисом познавательных процессов, ему принадлежат также важные работы (выполненные, кстати, еще в 30-е годы), касающиеся нравственного развития ребенка. Правда, мысли Пиаже по этому поводу тесно связаны с его представлениями о когнитивном развитии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Биография Л.Кольберга…………………………………………………….5
Уровни морального развития у ребенка………….……………………………….............................................6-9
Концепция морального развития……………………………………………………………………..10-11
Список литературы……

Работа состоит из  1 файл

Кольберг.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРЕТ НА ТЕМУ: 

«Концепция  морального развития по Л.Кольбергу». 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса

37 группы

Федина  Ольга 
 
 
 
 
 
 

Орел 

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4

Биография Л.Кольберга…………………………………………………….5

Уровни морального развития у ребенка………….……………………………….............................................6-9

Концепция морального развития……………………………………………………………………..10-11

Список литературы……………………………………………………………12 
Введение

В своей работе Кольберг опирался на идеи Жана Пиаже  в области изучения нравственных суждений детей. Вопреки распространенному  убеждению, будто Пиаже интересовался  только генезисом познавательных процессов, ему принадлежат также важные работы (выполненные, кстати, еще в 30-е годы), касающиеся нравственного развития ребенка. Правда, мысли Пиаже по этому поводу тесно связаны с его представлениями о когнитивном развитии.

Согласно Пиаже, нравственные чувства у детей возникают из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом.

В развитие идей Пиаже Кольберг предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Вернее, дилемма стояла перед героем истории, которая рассказывалась испытуемому.

Специфика экспериментальной  ситуации состояла в том, что ни одна дилемма не содержала абсолютно  правильного, безупречного решения - любой вариант имел свои минусы. Кольберга интересовало не столько суждение, сколько рассуждение испытуемого по поводу решения героем его дилеммы.

По мнению Кольберга, нравственное развитие имеет три  последовательных уровня, каждый из которых включает две четко выраженные стадии.

На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное  изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние  силы - ожидаемое вознаграждение или  наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям.

Этот моральный  кодекс стоит выше любого закона и  общественного соглашения и может иногда, в силу исключительных обстоятельств, вступать с ними в конфликт.

Теория Кольберга  нашла подтверждение в результатах  ряда исследований, показавших, что  мальчики (девочки остались за рамками  его опытов), по крайней мере в  западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом.

С целью уточнения  своей теории Кольберг предпринял с  первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное  исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с единственной целью - определить уровень моральных суждений опрашиваемых. К концу 70-х это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография

КОЛЬБЕРГ (Kohlberg) Лоренс (1927-1987) - американский психолог. Окончил Чикагский университет (1949). В 1958 г. защитил докторскую диссертацию по теме "Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет". С 1959-61 гг. - адьюнкт-профессор Йельского университета; в 1962-68 гг. руководитель кафедры психологии Чикагского университета.

          В своей работе Кольберг опирался  на идеи Ж. Пиаже в области  изучения нравственных суждений  детей. Он предпринял исследование, в ходе которого ставил своих  испытуемых (детей, подростков, а  впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. Ответы представителей разных возрастных групп подтолкнули Кольберга к предположению, что в развитии моральных суждений можно выделить несколько стадий - больше, чем полагал Пиаже.

          Теория Кольберга нашла подтверждение в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики (девочки остались за рамками его опытов), по крайней мере в западных странах, обычно проходят стадии морального развития именно так, как это описано Кольбергом. С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с целью определить уровень моральных суждений опрашиваемых. К концу 70-х гг. это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга.

          Отсчет нового витка в исследованиях  Кольберга начинается в 1967 г., а отправной точкой стали две  идеи Дж. Дьюи: 1) о процессе воспитания  как взаимодействии учителей, учащихся и ученых; 2) о демократии как единственном средстве, позволяющем превратить любое воспитательное учреждение в "справедливое сообщество" (термин Кольберга). Реализация этих идей в практике сначала Коннектикутской женской тюрьмы, а затем в разных типах школ стала главной целью последних 20 лет жизни ученого. 

Стадии

 
В 60-е  годы XX века Лоуренс Колберг выделил шесть стадий морального развития ребенка.

Ориентация  на результат.

На первой стадии совсем еще маленький ребенок ориентируется только на наказания и поощрения со стороны взрослых. Так еще в 9 — 10 месяцев он вполне может усвоить, что ему нельзя совать пальцы в розетку, или крутить ручки у плиты, даже не имея печального опыта общения с электричеством и огнем. Для него достаточно окрика матери и слов: «Нельзя! Будет больно!» Что такое «больно» девятимесячный ребенок обычно уже неплохо знает. В полтора-два года он усваивает, что писать в горшок «хорошо», а в штаны «плохо». При этом он, разумеется, знать не знает ни о какой нравственной оценке своих поступков, да это ему еще и не надо. Поэтому бессмысленно говорить двухлетнему ребенку, отобравшему игрушку у соседа по песочнице: «Как тебе не стыдно?» Гораздо проще и понятнее для ребенка будет такая фраза: «Я вижу, тебе очень нравится эта игрушка. Но отбирать ее нельзя. Давай попробуем поменяться».

Ориентация  на удовлетворение собственных  потребностей.

На второй стадии ребенок становится более ловким умелым и предприимчивым, он пробует разные стратегии поведения и считает хорошими те, с помощью которых добивается успеха. Например, если ему понравилась чья-то игрушка, он может не только попытаться отобрать ее силой, но и предложить обмен, выклянчить, устроить соревнование, в результате которого игрушка достанется победителю, и наконец. уговорить родителей купить ему точно такую же. Как видите, «набор стратегий» ребенка уже гораздо шире и он может выбирать между ними в зависимости от внешних условий. Однако ни о какой нравственной оценке речь еще не идет. Ребенок не может оценить свой поступок «с точки зрения общества», он рассматривает его только со своей собственной точки зрения (психологи называют такую позицию эгоцентризмом и считают что она совершенно нормальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста — у них еще слишком мало опыта и недостаточно развито мышления для того, чтобы они могли принять в внимание влияние своих поступков для других людей). Ребенку бессмысленно говорить: «Как ты думаешь, что было бы, если бы все поступали так как ты», гораздо лучше он поймет аргументы, обращенные непосредственно к нему «Смотри, ты обидел девочку, и теперь тебе не с кем играть».

Первые две  стадии Колберг назвал «доморальным уровнем» и наверное теперь вам понятно  почему. А теперь — внимание! Как  вы думаете, в каком возрасте происходит переход с «доморального» на «моральный» уровень? Разумеется, для каждого ребенка эти сроки индивидуальны, и все же психологи называют цифру 9 — 10 лет.  

Желание «быть хорошим».

На третьей стадии ребенок уже может оценить собственное поведение со стороны, с точки зрения моральных принципов предложенных родителями и учителями. Ему уже знакомо чувство стыда и он хочет выглядеть хорошо в глазах значимых людей. Однако ребенок еще недостаточно самостоятелен ― стоит ему уйти из под присмотра и он, кажется, забывает обо всем, чему его учили родители. Взрослые часто удивляются лицемерию детей, которые на уроках говорят красивые слова о дружбе и взаимовыручке, а на переменах жестоко избивают одноклассников в туалете. Однако дети действуют в соответствии со своими представлениями о морали. Здесь как никогда важен пример взрослого ― если вы соблюдаете правила движения только вблизи поста ГАИ, заставляете ребенка заниматься, только после того, как его отругал учитель, не платите за проезд, если поблизости нет контролера, ребенок быстро усваивает правило: «Не пойман ― не вор».

Соблюдение  закона и выполнение долга.По данным Колберга среди подростков 13 лет примерно 30% находились на третьей стадии развития морали ― т.е. ориентировались на похвалу или порицание со стороны взрослых. Еще 30% достигли четвертой стадии ― они опирались на знание закона. Они понимали что законы призваны защищать одних членов общества от произвола других и признавали равенство людей перед законом. Кроме того, подростки начинали понимать, что закон является определенной гарантией, и может помочь в некоторой степени контролировать ситуацию (например можно заявить учителям или родителям, что те «не имеют права» поступать так то и так то). Именно в это время подростки увлекаются разного рода «играми в суд», создают компании, подчиняющиеся собственному строгому кодексу и.т.д. Требование «играть по правилам» понятное каждому ребенку превращается в требование «жить по закону». 

На четвертой  стадии ребенок может тщательно  контролировать свое поведение, но при  этом совершать безнравственные  поступки, руководствуясь правилом: «Что не запрещено, то разрешено».

Общественные  ценности и права  человека

Если на первых стадиях ребенок соотносил свое поведение во основном с собственными желаниями, позже ― с интересами и ожиданиями своего окружения, то к 16 ― 18 годам он приходит к мысли, что не все законы, одинаково хороши и отвечают требованиям морали. На пятой стадии ребенок начинает считать моральным то, что способствует выживанию человечества и защите прав каждого человека. В этот момент уважение, которое они раньше испытывали к старшим, распространяется на все человечество и дети приходят к Золотому Правилу Нравственности («Поступая с другими так, как ты бы хотел, чтоб они поступали с тобой»). На шестой стадиичеловек сам выстаивает собственную мораль, опираясь на индивидуальные принципы, и может вступить в конфликт с обществом если считает, что общество несправедливо. Колберг считал что шестого уровня достигают лишь великие наставники человечества, такие как Ганди, Гнери Дэвид Торо или Мартин Лютер Кинг. Я добавила бы к этому ряду имя великого педагога Януша Корчака.

К сожалению  далеко не все дети проходят даже первые пять стадий развития морали. Сам Колберг писал в своих исследованиях: «Автор сталкивался с учителями, которые просили своих 13-летних учеников не мошенничать «потому что человек, у которого ты списываешь, возможно, сам делает неправильно, так что ничего хорошего это тебе не даст». Большинство этих детей могли бы найти более зрелые причины тому, чтобы не обманывать». Ребенку не раз придется встретиться со взрослыми «застрявшими» на третьей, а то и на второй стадии морального развития, будьте готовы помочь ему сориентироваться. Лоуренс Кольберг же наоборот интересовался моральным развитием человека. Он различал три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1.    Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или аморальность суждений основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2.    Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как истину в последней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3.    Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается не всеми людьми, но возможен начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отношений между людьми и т.д.)  
 
 

Концепция морального развития  

Концепция морального развития Л. Колберга (от лат. mоrale – нравственный) — генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. 
   Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени: 
   0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что–то). 
   1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 
   2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из–за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей. 
   Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени: 
   3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому–то и помогают ли ему. 
   4. Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности. 
   Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали) 
   5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т.д.). 
   6. Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед. 
   7. Жизнь человека — элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни. 
 
 
 
 

Информация о работе Концепция нравственного развития по Кольбергу