Конфликт. Приемы работы с агрессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 13:02, статья

Описание

Эти приемы позволяют Вам оставаться вне конфликтного взаимодействия. Если Ваше сознание работает в момент конфликта с задачей подбора определенной тактики, вы уже отчасти защищены приемом рационализации. Некоторые из предлагаемых приемов несут в себе печать искусственности, но это не уменьшает их возможную эффективность.

Работа состоит из  1 файл

Конфликт. Приемы работы с агрессией.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Конфликт. Приемы работы с агрессией

Эти приемы позволяют Вам оставаться вне конфликтного взаимодействия. Если Ваше сознание работает в момент конфликта  с задачей подбора определенной тактики, вы уже отчасти защищены приемом рационализации.  Некоторые из предлагаемых приемов несут в себе печать искусственности, но это не уменьшает их возможную эффективность. В ситуации предконфликтного или конфликтного общения люди воспринимают искусственность общения собеседника как умение держать себя в руках. Основной принцип предотвращения разворачивания конфликта – это умение предвидеть развитие ситуации по негативному сценарию (система контролируемого страха). Необходимо настроить свое сознание на анализ возможных путей развития ситуации и после этого действуйте, сознательно беря на себя ответственность за последствия.  

1.       Метод «прогнозируемых последствий».  Используется как демонстративная тактика уверенности, позволяющая поделить ответственность с собеседником за развитие ситуации. В ситуации давления или начала конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый.

2.       Метод «Кавычки». Предложен Милтоном Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: «К моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил? А пошли бы все…!»; «Какие все-таки агрессивные люди стали».

3.       Метод «Уход в безэмоциональность».  При использовании данного метода Вы резко замедляете темп общения, начинаете общаться с собеседником с ровной, однотонной интонацией, смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса.

4.       Метод «доведение до абсурда». В ответ на заявления предлагается – без возражения, с некоторым согласием – образ развития ситуации, рационализация последствий, который явно неприемлем для другой стороны.

    - Папа, я решил жениться.

    - Хорошо, сынок. Но  учти: семья заменяет  все. Поэтому, прежде  чем ее завести,  подумай, что тебе важней – все или семья.  

5.       Метод «Свернутый контакт». Метод заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения, например, в ответ на неконструктивную критику вместо реакции обиды или ответной агрессии сказать фразу типа: «Хорошо, я подумаю над этим». Подобный ответ демонстрирует Вашу защищенность и показывает,  что ситуацией выбора управляете только вы.

6.       Метод «Другая роль».  В этом методе используется стратегия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас есть защита в лице третьей силы, и стоит подумать, прежде чем  вступать с вами в конфликт.

    Шмидт видит своего друга, переходящего улицу  в неположенном месте. И подходит к нему как раз в тот  момент, когда полицейский  останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф.

    - Вам разрешено  штрафовать министра? – спрашивает  Шмидт.

    Полицейский, немного подумав, вежливо прощается  и уходит.

    - Ты – министр?  – спрашивает  друг.

    - Нет, - отвечает Шмидт,  – я просто  так спросил.  

7.       Метод «парадоксальной интенции» заключается в том, чтобы поступать полностью в несоответствии с тем, чего ожидают от вас агрессоры, использовать прием, разрушающий поведение противника.

    - Ну и идиот же  ты!

    - Что ты этим  хочешь сказать?

    - Нет, ты не только  идиот, но еще и дурак!

    - Это  я услышал, что же ты все таки хочешь этим сказать?!  

8.       Метод «Зато». В нем используется прием подбора позитивного противовеса, который помогает изменить общую оценку ситуации.  В этом приеме вы как бы неявно соглашаетесь с содержанием высказывания оппонента, но вместе с тем демонстрируете явное преимущество вашего положения: «Не слишком ли вы молоды, чтобы работать с нами?»  - «Зато мы энергичны и ориентированы на достижение высоких результатов!»

    - Боже, посмотри! Пока  нас не было дома, у нас украли всю мебель!

    - Не стоит огорчаться. Зато, вон, видишь, у стенки запонка,  которая давным-давно  закатилась под  диван.  

9.       Метод «Демонстративная реакция». При использовании данного приема человек, ставший объектом агрессии, иронично описывает то состояние, которое желает достичь агрессор, прибегает к утрированной демонстрации испуга от действий кого-либо. «Да-да, я страшно испугался и весь дрожу». Естественно, что в такой форме он больше работает на демонстрацию вашей психической защищенности и скорее способствует агрессии. Другая разновидность данного приема, которая заключается в спокойном проговаривании для оппонента реального собственного состояния, позволяет иногда снять напряженность. В данном случае вы как бы показываете другому, что вы уже попали в то состояние, которого он добивался, и поэтому ему стоит изменить логику взаимодействия с вами.

10.   Метод «Функциональная роль». В ситуации развития агрессии человек прибегает к какому либо объективному обстоятельству, которое логически определяет его действия. Помните, как этим мастерски пользуются «ответственные лица», предлагая бороться с системой, а не с ними.

    - Официант, почему  в супе муха?!

    - Сэр, я обязан  обслуживать клиентов, а не разгадывать  приметы.  

11.   Метод «Сиреневый туман».  Заключается в использовании тактики словесного запутывания оппонента. При этом ваше встречное высказывание не противоречит общему смыслу высказывания оппонента и даже как бы его развивает. Другое дело, что в вашем тексте происходит переформулирование высказывания вашего собеседника. На мой взгляд таким приемом, мастерски пользовался М.С. Горбачев. «Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с начальством!» - «Да, Михаил Иванович, нам давно необходимо обсудить, что можно воспринимать как корректное поведение и на каких моментах нам стоит остановиться, чтобы в целом наше общение не препятствовало решаемым задачам…»

12.   Метод «Я-высказывание». Этот прием условно можно разбить на три элемента.

«Когда…» - после этого вступления идет описание происходящего процесса: когда на меня повышают голос, когда на меня давят и т.д.

«Я  обычно…» - после этой связки идет описание собственного состояния или ощущений: я обычно теряюсь, у меня обычно пропадает желание общаться и т.д.

«Давайте…» - после этого слова идет предложение изменить правила взаимодействия: давайте спокойно обсудим, давайте попытаемся проанализировать и т.д.

13.   Метод «Вам важно». Технология заключается в вашем умении заметить и зафиксировать ту потребность. Из-за которой агрессор пытается развязать конфликт. При этом необходимо получить его подтверждение того, что вы правильно отобразили его состояние. «Почему вы всегда приходите на переговоры в таком распущенном виде?» - «Вам важно, чтобы люди,  с которыми вы разговариваете, имели соответствующий деловой имидж?»

14.   Метод «Радости и гадости». Метод прост, как все сложное и сложен, как все простое. Он заключается в умении сказать встречный комплимент, направленный в тему агрессии, но изменяющий стиль сообщения. В ответ на предыдущую претензию ответ мог бы звучать, например, таким образом: «Спасибо, что вы обратили внимание на важную деталь - мой внешний вид. Я постараюсь с этим поработать». Этот прием достаточно часто используется в переговорах высокого ранга, помогая снизить уровень негативных эмоций. Вспомним, например, переговорный стиль Б.А. Березовского. Можно сколько угодно говорить о неэтичности его действий, но необходимо признать за ним владение технологией общения. В жестких переговорах с президентом Азербайджана было достаточно много неприятных для него моментов. Но подводя итоги встречи, Березовский прибегает к высказыванию: «За эти четыре часа я получил самые существенные уроки в своей жизни, за что я очень благодарен господину Алиеву».  Даже по последующей эмоциональной реакции названного лица можно было  понять, что мостик к следующему раунду переговоров был организован.

Мы привели  пример всего лишь  нескольких приемов, позволяющих сознательно работать с агрессией собеседника. Хотелось бы обратить ваше внимание на три последних приема. На наш взгляд, это наиболее удачные приемы в том случае, когда вы хотите установить долговременные доверительные отношения с партнером и исключает манипуляции. Еще раз подчеркнем, что ни один из них не универсален. Но если человек владеет спектром возможных реакций, он будет более защищен, чем тот, который идет на поводу стереотипного реагирования.

Информация о работе Конфликт. Приемы работы с агрессией