Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:49, контрольная работа
1. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве и СМИ
2.Конфликт в психологии
В последние десятилетия
возросла роль СМИ как фактора, определяющего
конфликтность людей. Ни для кого
не секрет, что многочисленные атаки
реклам (за свою жизнь среднестатистический
американец видит более 7 млн. Рекламных
роликов), политической и экономической
пропаганды не всегда соблюдают «технику
психологической безопасности». Иногда
повышение конфликтности
Очень красноречиво
с этой точки зрения общероссийское
социологическое исследование, которое
демонстрирует чувства, испытываемые
зрителями при просмотре, кажется,
неконфликтных информационных телевизионных
передач. Самые распространенные чувства
– чувства тревоги, неуверенности.
Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки повышения рейтинга (и. кстати сказать, ошибочно!). Насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства.
Интересное исследование провели Леонард Эрон и Роуэлл Гусман.
Сначала они обнаружили
стойкую зависимость между
СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях; влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками; помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия. Позже мы подробнее остановимся на роли СМИ в нарастании конфликтности общества и о функциях журналистики, связанных с решением этой проблемы.
2.Конфликт в психологии
Конфликт, с психологической
точки зрения, определяется как столкновение
противоположно направленных целей, интересов,
позиций или субъектов
В качестве субъекта могут выступать как отдельное лицо, так и несколько лиц. В зависимости от конфликтной ситуации психологи выделяют межличностные, межгрупповые, межорганизационные, классовые, межэтнические конфликты. Особую группу составляют внутриличностные конфликты (см. теории Фрейда, Юнга и др.). Он в основном понимается как порождение амбивалентных стремлений субъекта, при пробуждении двух или более прочных мотивов, которые не могут быть решены вместе. Подобные конфликты часто бывают бессознательными, в значении, что человек не может несомненно идентифицировать источник его проблем.
Наиболее распространенный
вид конфликта - межличностный. Во время
него оппоненты стараются
ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
Разработка теоретических
постулатов конфликта во многом возможна
благодаря существенному
Психоаналитическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности:
– в бессознательном человека;
– во взаимодействии с окружающей средой;
– невозможностью реализации личностных стремлений.
Социотропное направление (У. МакДугалл, С. Сигеле) в психологии конфликтов уделяло внимание социальным инстинктам (страх, самоутверждение, инстинкт толпы и др.), которые существуют в любом обществе и поэтому вызывают конфликты.
Выделяют этологическое
направление, в рамках которого теории
конфликта австрийского исследователя
К. Лоренца и его нидерландского
последователя Н. Тинбергена . Главной
причиной конфликта здесь выступает
агрессия, которая может возникнуть
как у отдельного индивида, так
и у целой группы или толпы.
Ведущее направление в
Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности.
Отношения между
людьми всегда являются значимыми для
индивидов и вызывают у них
особые реакции и эмоции, поэтому
существуют эмоциональные предпочтения
и антипатии в обществе. Их изучение
согласно теории социометрии Я. Морено
способно предотвратить и урегулировать
межличностные конфликты и
Значимыми теориями психологического конфликта также являются теории представителей Чикагской школы (Т. Шибутана) , Д. Мида , теория трансактного анализа Э. Берна . Считая главными противоборствующими сторонами «личность– среда», «личность – личность», эти теории особое внимание уделяли рациональной организации любого взаимодействия и бесконфликтных отношений.
Среди отечественных теорий психологии конфликта наиболее ценными являются подход Л. Петровской об общей методологии конфликта, исследования конфликтов социализации А. Рояк, Т. Драгуновой , подход к внутриличностным конфликтам А. Леонтьева, В. Мясищева, А. Спиваковской и др.
Современные направления разработки конфликта в психологии: теория организационных систем; переговорные процессы (Р. Фишер,Д.Рубин) ; игровое направление в профилактике конфликта.
3.ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ
Социологи являются пионерами в разработке конфликтологической концепции и взглядов, которые впоследствии сделали возможным появление отдельной отрасли знания. Во второй четверти XX в. социологические исследования в России были посвящены конфликтам, возникающим на предприятии и в любой сфере труда. Забастовки рабочих, стачки, профсоюзные движения и другие формы борьбы рабочих за улучшение условий труда и своих прав, которые в это время были особенно распространенными, требовали от исследователей анализа всей ситуации и поиска путей разрешения. Зарубежные коллеги больше заботились об исследовании конфликта как универсального явления и определении его функционального значения для общества. В конце XIX в. Г. Спенсер определял конфликт как естест венную борьбу за выживание, отождествляя общество с живым биологическим организмом; Г.Зиммель в начале XX в. продолжает утверждать, что общество будет нежизнеспособным, если не будет изменяться под воздействием конфликтов. Зиммель разрабатывал функциональную теорию конфликта и впервые определил, что участие третьей стороны в конфликтной ситуации способствует многоплановому развитию и положительным последствиям конфликта.
Живя в обществе, индивиды вовлекаются в различные социальные отношения, которые не всегда зависят от их действительных желаний. Эти социальные отношения составляют основу всего общества и порождают проблему неравномерного распределения общественных и материальных благ. В этом ключе конфликт рассматривался К.Марксом , который отдавал предпочтение экономическому объяснению и урегулированию конфликтов в обществе.
Приближаясь к середине
XX в., социологические теории конфликта
продолжают рассматриваться в
Сейчас особенно значимыми являются современные направления социологии конфликта :
– этнические и международные конфликты;
– конфликты в семье;
– трудовые конфликты и способы их преодоления;
– связь конфликтов с преступностью и девиациями в обществе;
– анализ теорий отечественных и зарубежных «социологий конфликта».
Первые попытки
создать социологическую теорию
совершенствования социальной системы,
где бы обосновывалась роль конфликта,
относятся ко второй половине ХIХ
века. В этот период появилась работа
английского социолога Герберта
Спенсера «Основы социологии», где
подчеркивалась мысль об универсальности
самого явления.
Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:
• глубина конфликта
между господствующим и подчиненным
классом прямопропорциональна неравномерности
распределения в системе
• вероятность сомнений
подчиненных классов в
• открытый конфликт
между господствующим и подчиненным
классом тем вероятнее, чем глубже
осознание последним
• Поляризация противостоящих
классов будет тем сильнее, чем
более развита структура
• Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов;
• Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.
Несколько позже - в конце ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта - функциональной теории конфликта. Зиммель также предполагал универсальность изучаемого явления, предполагал, что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать. Объясняется это тем, что конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития. Структуры же, лишенные динамики, в условиях нашего мира нежизнеспособны.
Огромное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника. Порочный круг замыкается.
Проблема конфликта
пронизывает все три главные
направления творчества выдающегося
немецкого социолога Макса
В первой половине ХХ
в. проблема конфликта в социологии
развивалась в рамках системно-функциональной
школы. Интенсивно развивались прикладные
социологические исследования, велся
поиск эффективных путей