Конфликтология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:49, контрольная работа

Описание

1. Отражение конфликта в философии, религии, искусстве и СМИ
2.Конфликт в психологии

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.docx

— 32.73 Кб (Скачать документ)

В последние десятилетия  возросла роль СМИ как фактора, определяющего  конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки  реклам (за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. Рекламных  роликов), политической и экономической  пропаганды не всегда соблюдают «технику психологической безопасности». Иногда повышение конфликтности закладывается  в стратегию материала. Иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает  конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей. 

Очень красноречиво с этой точки зрения общероссийское социологическое исследование, которое  демонстрирует чувства, испытываемые зрителями при просмотре, кажется, неконфликтных информационных телевизионных  передач. Самые распространенные чувства  – чувства тревоги, неуверенности. 

Надо сказать, что  воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности  и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических  происшествий считаются более ценными  с точки повышения рейтинга (и. кстати сказать, ошибочно!). Насилие  превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час  на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! К 12 годам среднестатистический подросток  успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и  не без любопытства.

Интересное исследование провели Леонард Эрон и Роуэлл Гусман.

Сначала они обнаружили стойкую зависимость между просмотром сцен насилия по телевидению и  агрессивным поведением восьмилетних мальчиков; по истечении примерно одиннадцати  лет они заново вернулись к  исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и  обнаружили: те из них, кто в детстве  видел больше сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решения конфликтов. Результаты дальнейших многочисленных исследований показали, что связь  между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и последующей  агрессией неоспорима. Более того, просмотр таких передач ведет  не только к росту агрессивности  у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлением  агрессии в повседневной жизни.

СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение  в конфликтных ситуациях; влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками; помогают формировать у  людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в  проблемных ситуациях социального  взаимодействия. Позже мы подробнее  остановимся на роли СМИ в нарастании конфликтности общества и о функциях журналистики, связанных с решением этой проблемы.

2.Конфликт  в психологии

Конфликт, с психологической  точки зрения, определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или субъектов взаимодействия. В основе этого столкновения лежит  конфликтная ситуация, которая возникает  из-за противоречивых позиций по одному поводу, либо противоположных методов  и средств для достижения цели, или в несовпадении интересов. Конфликтная  ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Для  того чтобы конфликт начал развиваться  необходим инцидент, при котором  одна сторона начинает ущемлять интересы другой. В психологии разработаны  типы развития конфликта, эта типология  основана на определении различий целей, действий, конечного результата. Исходя из этих критериев, они могут быть: потенциальный, актуальный, прямой, опосредованный, конструктивный, стабилизирующий, неконструктивный, деструктивный.

В качестве субъекта могут выступать как отдельное  лицо, так и несколько лиц. В  зависимости от конфликтной ситуации психологи выделяют межличностные, межгрупповые, межорганизационные, классовые, межэтнические конфликты. Особую группу составляют внутриличностные конфликты (см. теории Фрейда, Юнга и др.). Он в  основном понимается как порождение амбивалентных стремлений субъекта, при пробуждении двух или более  прочных мотивов, которые не могут  быть решены вместе. Подобные конфликты  часто бывают бессознательными, в  значении, что человек не может  несомненно идентифицировать источник его проблем.

Наиболее распространенный вид конфликта - межличностный. Во время  него оппоненты стараются психологически подавить друг друга, дискредитируют и  унижают своего соперника в общественном мнении. Если решить данный конфликт невозможно, то разрушаются межличностные отношения. Конфликты, которые включают интенсивную  угрозу или страх не легко разрешаются  и делают человека часто просто беспомощным. Последующие установки, по его разрешению, могут быть направлены на облегчение беспокойства, чем в решение реальных проблем.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА  В ПСИХОЛОГИИ

Разработка теоретических  постулатов конфликта во многом возможна благодаря существенному научному вкладу психологов в этой сфере. С  начала XX в. особенно продуктивно исследуют  конфликт зарубежные психологи.

Психоаналитическое  направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло области причин конфликтов у личности:

– в бессознательном  человека;

– во взаимодействии с окружающей средой;

– невозможностью реализации личностных стремлений.

Социотропное направление (У. МакДугалл, С. Сигеле) в психологии конфликтов уделяло внимание социальным инстинктам (страх, самоутверждение, инстинкт толпы и др.), которые существуют в любом обществе и поэтому  вызывают конфликты.

Выделяют этологическое  направление, в рамках которого теории конфликта австрийского исследователя  К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена . Главной  причиной конфликта здесь выступает  агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так  и у целой группы или толпы. Ведущее направление в психологии конфликта занимает теория групповой  динамики, основателем которой является К. Левин .

Теория объясняет  функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между  индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или  искажение этой связи приводит к  напряжению и вызывает конфликт у  личности.

Отношения между  людьми всегда являются значимыми для  индивидов и вызывают у них  особые реакции и эмоции, поэтому  существуют эмоциональные предпочтения и антипатии в обществе. Их изучение согласно теории социометрии Я. Морено способно предотвратить и урегулировать  межличностные конфликты и гармонизировать  отношения в конкретной группе или  в обществе в целом.

Значимыми теориями психологического конфликта также  являются теории представителей Чикагской  школы (Т. Шибутана) , Д. Мида , теория трансактного анализа Э. Берна . Считая главными противоборствующими  сторонами «личность– среда», «личность  – личность», эти теории особое внимание уделяли рациональной организации  любого взаимодействия и бесконфликтных отношений.

Среди отечественных  теорий психологии конфликта наиболее ценными являются подход Л. Петровской об общей методологии конфликта, исследования конфликтов социализации А. Рояк, Т. Драгуновой , подход к внутриличностным конфликтам А. Леонтьева, В. Мясищева, А. Спиваковской и др.

Современные направления  разработки конфликта в психологии: теория организационных систем; переговорные процессы (Р. Фишер,Д.Рубин) ; игровое  направление в профилактике конфликта.

3.ПРОБЛЕМА  КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ

Социологи являются пионерами в разработке конфликтологической  концепции и взглядов, которые  впоследствии сделали возможным  появление отдельной отрасли  знания. Во второй четверти XX в. социологические  исследования в России были посвящены конфликтам, возникающим на предприятии и в любой сфере труда. Забастовки рабочих, стачки, профсоюзные движения и другие формы борьбы рабочих за улучшение условий труда и своих прав, которые в это время были особенно распространенными, требовали от исследователей анализа всей ситуации и поиска путей разрешения. Зарубежные коллеги больше заботились об исследовании конфликта как универсального явления и определении его функционального значения для общества. В конце XIX в. Г. Спенсер определял конфликт как естест венную борьбу за выживание, отождествляя общество с живым биологическим организмом; Г.Зиммель в начале XX в. продолжает утверждать, что общество будет нежизнеспособным, если не будет изменяться под воздействием конфликтов. Зиммель разрабатывал функциональную теорию конфликта и впервые определил, что участие третьей стороны в конфликтной ситуации способствует многоплановому развитию и положительным последствиям конфликта.

Живя в обществе, индивиды вовлекаются в различные  социальные отношения, которые не всегда зависят от их действительных желаний. Эти социальные отношения составляют основу всего общества и порождают  проблему неравномерного распределения  общественных и материальных благ. В этом ключе конфликт рассматривался К.Марксом , который отдавал предпочтение экономическому объяснению и урегулированию конфликтов в обществе.

Приближаясь к середине XX в., социологические теории конфликта  продолжают рассматриваться в функциональном аспекте, но более разнообразными становятся способы объяснения природы конфликта. Представляя общество как структуру  и систему различных сфер, американский социолог Т. Парсонс усматривал причину  конфликта в дезорганизации общественной системы. Развивая адаптивные способности  и способствуя устойчивости связей в обществе, можно снизить конфликтность. Сильными в научном и практическом смысле являются теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа . В начале 60х  гг. XX в . особенно популярной стала  общая теория конфликта К. Боулдинга.

Сейчас особенно значимыми являются современные  направления социологии конфликта :

– этнические и международные  конфликты;

– конфликты в  семье;

– трудовые конфликты  и способы их преодоления;

– связь конфликтов с преступностью и девиациями в обществе;

– анализ теорий отечественных  и зарубежных «социологий конфликта».

Первые попытки  создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ  века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где  подчеркивалась мысль об универсальности  самого явления. 

Приблизительно в  это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой  заключались в следующем:

• глубина конфликта  между господствующим и подчиненным  классом прямопропорциональна неравномерности  распределения в системе дефицитных ресурсов;

• вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более  вероятна, чем выше порог осознания  ими собственных интересов;

• открытый конфликт между господствующим и подчиненным  классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;

• Поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем  более развита структура политического  руководства, которая в свою очередь  зависит от идеологической унификации членов коллектива;

• Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени  поляризации господствующих классов;

• Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных  изменений системы и степень  перераспределения недостающих  ресурсов.

Несколько позже - в  конце ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление нового направления  изучения конфликта - функциональной теории конфликта. Зиммель также предполагал  универсальность изучаемого явления, предполагал, что полностью гармоничное  объединение людей вообще не может  существовать. Объясняется это тем, что конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной  ступени развития. Структуры же, лишенные динамики, в условиях нашего мира нежизнеспособны.

Огромное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии  конфликта на внутреннюю структуру  группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности: во время экстремальных  ситуаций централизация группы усиливается  вплоть до деспотии. Возникнув, такая  централизованная структура стремится  к выживанию и начинает искать нового противника. Порочный круг замыкается.

Проблема конфликта  пронизывает все три главные  направления творчества выдающегося  немецкого социолога Макса Вебера: социологию политики, социологию религии  и социологию экономической жизни. При анализе властных отношений  Вебера интересуют не столько причины  и характер актов насилия, сколько  механизмы согласия с властными  полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных  основ правопорядка и развитого  гражданского самосознания. В центре понимания конфликта лежит противодействие  материальных и идеальных интересов  различных статусных групп.

В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся  поиск эффективных путей решения  конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ века появились  новые теории конфликта.

Информация о работе Конфликтология как наука