Конфликтология национальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:00, реферат

Описание

Цель данной работы – рассмотреть национальные конфликты как социальное явление.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, сущность и причины национальных конфликтов;
2. проанализировать национальную политику как условие предотвращения национальных конфликтов;
3. изучить правовые основы разрешения национальных конфликтов.

Содержание

Введение 3
1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины 5
2. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов 14
2.1 Национальная политика как условие предотвращения
национальных конфликтов 14
2.2 Правовые основы разрешения национальных конфликтов 20
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат по конфликтологии.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     1) принцип национального паритета  и межнационального партнерства  - состоит в признании всех  народов России государствообразующими  и в утверждении того, что ни один народ не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами;

     2) принцип национальной самоорганизации  - означает создание государством  условий, позволяющих представителям  разных народов самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные потребности;

     3) принцип национального патернализма - состоит в обязанности властей  всех уровней защищать права  человека в национальной сфере  и оказывать поддержку наименее  защищенным этническим группам, категориям этнических беженцев, переселенцев.

     В национальной политике наиболее выделяются два аспекта: политический и культурный. Политический аспект представлен через  деятельность государственных, в том  числе и местных, органов власти, например, через выделение соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления по конкретным проблемам.

     Культурный  аспект - это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т.п. Национально-культурная автономия может рассматриваться как элемент гражданского общества. Это экстерриториальное образование, она не наделяется какими-то властными полномочиями, а деятельность ее определяется в области этнокультурных проблем. В качестве примера можно привести факт, что только в Краснодарском крае в 2003 году в управлении юстиции зарегистрированы три грузинских национально-культурных общественных объединения: в Новороссийске - Грузинское культурно-просветительское общество “Сакартвело”, существующее с 1997 года, в Краснодаре - Краснодарская региональная общественная организация «Грузинская община “Иверия”», с 1999 г., в Сочи - Краснодарская краевая общественная организация «Грузинский культурный центр “Иверия”», с 1999г.

     Национальная  политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать всё многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:

     1) формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;

     2) распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

     3) сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

     4) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;

     5) укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

     6) учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности[8, с.263-265].

     Наибольшее  политическое значение имеет государственный  язык, которому государство оказывает  поддержку и развивает его. В  нем усматривается сила, обеспечивающая стабильность и единство общества. Знание государственного языка во многих странах входит в круг требований, необходимых для получения гражданства. По Конституции 1993 года, государственный язык России - русский, хотя республики могут устанавливать свои официальные языки[1,с.12]. Как средство межнационального общения язык должен быть приемлемым для всех этносов. Языковая политика - деятельность государства и других политических сил по установлению статуса языка в обществе. Наибольшей силой отличается языковая политика в отношении государственного языка, который является монополией официальной сферы коммуникации, всячески поддерживается и стимулируется государством. С этой целью создаются соответствующие структуры — переводческие, документооборота, вводятся экзамены на доступ к административным должностям и т. п. В любом государстве языковая политика всегда есть отражение политики государства.

     Русский вопрос - самый важный в рамках российского  национального вопроса. Согласно международным  нормам, государство, в котором не менее 67% населения представлено одной национальностью, является мононациональным. С этой позиции, Россия – хоть и полиэтническое, но мононациональное государство. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального самочувствия русских во многом зависит национальная безопасность государства в целом. У русских сейчас на первом месте стоят задачи улучшения их положения в обществе, т.е. повышения качества жизни по всему спектру существующих проблем национального бытия - от социально-экономических до духовно-нравственных. Причём доминирующими являются потребности повышения национальной солидарности и уровня государственной защищённости русских.

     Русская проблема имеет сейчас несколько основных проявлений. Это продолжающийся отток русского населения из большинства регионов России, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов. И недостаточное участие русских в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу собственной слабой политической активности и самоорганизации. И проблема адаптации вынужденных переселенцев из других стран к новым условиям проживания в регионах России. А также ухудшение общего психологического самочувствия русских.

     Также предметом особого внимания национальной политики должны стать нерегулируемые этнические миграции, как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа. 
 

     2.2 Правовые основы  разрешения национальных  конфликтов 

     В настоящей конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [1, с.15] (статья 19), то есть предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

     Основное  достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

     1) развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства;

     2) развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;

     3) обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

     4) достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

     5) поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;

     В целом концепция государственной  национальной политики имеет прогрессивный  характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности  в плане урегулирования и решения  многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны [6, с.13].

     Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.

     Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.

     Однако  принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальной политики – очевидной. Помимо данной Концепции в сфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"[4], в котором определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

     В национальной политике России остро  стоит проблема коренных малочисленных  народов. В России к коренным малочисленным  народам, согласно Единому перечню  коренных малочисленных народов  РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255, отнесены 63 народа[7]. Это особая группа этносов, проживающих в местах традиционного расселения их предков. Этим народам присущи своеобразие языка, культуры, хозяйственной деятельности и образа жизни в целом, несущее на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. В последние годы созданы законодательные основы правового статуса коренных малочисленных народов. В 1993 году права этих народов впервые были закреплены на конституционном уровне, когда государство гарантировало их права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69). В 1999 году принят федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ” и в 2000 году - федеральный закон “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”[5]. Но, несмотря на все недостатки законодательства, более серьезной проблемой является его осуществление на практике.

     В настоящее время продолжается отток русского населения за пределы Российской Федерации. В связи с этим в сфере национальной политики был создан закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", где устанавливается порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, основания въезда в Российскую Федерацию и передвижение по ее территории, правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.

     Также стоит сказать, что разжигание ненависти или вражды на национальной почве классифицируется как уголовное преступление и предусматривается наказание в соответствии со статьей 282 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы.

     Таким образом, государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между народами.

Информация о работе Конфликтология национальных отношений