Конфликты среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:28, реферат

Описание

Близость и одиночество. Шестой стадией жизнен¬ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана¬лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни¬чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело¬века в трудовую деятельность, указывает на специфичес¬кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Работа состоит из  1 файл

возрастная психология.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Конфликты среднего возраста 

 

  Близость  и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

  Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.  

   

  Общечеловечность  и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

  Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами  семейного круга, задумываться над  жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.  

   

  Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. 
 
 
 
 

     Стадии  возраста 

      В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и  его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:

  1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).
  2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).
  3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).
  4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).

      При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

      Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.

      Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

      Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей.

      Предпенсионный  возраст – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.

      В отечественной психологии разработка проблемы возрастов принадлежит  Л.С. Выготскому, который выделял  основные характеристики возраста:

      - социальная ситуация развития;

      - ведущая деятельность ребенка;

      - психологические новообразования.

      Каждому возрасту присуща своя задача, решение  которой связано с переходом  на новую возрастную ступень и  влияет на все дальнейшее развитие личности.

      Средний возраст (25 – 39 лет) – время окончательного вхождения человека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраст в жизни человека, поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к их активной реализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действий человека в этом возрасте зависит вся его последующая жизнь. 

      Особенности психологии среднего возраста 

      - психологическая «стабилизация»  личности;

      - осознание своих главных интересов  в жизни;

      - уход от родительской опеки,  самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

      - устремление в будущее (в этом  возрасте люди обычно часто  думают о будущем, которое часто  представляется в идеальных тонах,  оптимистически).

      Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбором и создает семью.

      Зрелость (40 – 60 лет) - как правило, время, когда человек достигает пика своего профессионального и личностного развития. В этот период обычно психологическое развитие человека «консервируется» и остается на стабильном уровне.

      Период  зрелости обычно делят  на два самостоятельных  периода:

      - ранней (40 – 45-49 лет);

      - поздней зрелости (45-49 – 60 лет).

      Для психологии ранней зрелости характерно такое явление как «кризис середины жизни». Для этого периода характерны:

      - попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

      - переосмысление прожитого опыта;

      - осознание ограниченности своих  возможностей, в т.ч. – по времени  и по здоровью;

      - корректировка жизненных планов.

      Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина кризиса данного  возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальное представление  человека о жизни с реальным.

      Для периода ранней зрелости также характерно некоторое снижение самооценки и новое психологическое восприятие возраста. Человек начинает вновь чувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать себя «в начале жизни».

      Поздняя зрелость (45-49 – 60 лет) – время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:

      - окончательное избавление от  комплексов;

      - адекватное и полное осознание  своих интересов, приоритетов,  своего места в жизни;

      - стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир. 

      Критерии  достижения взрослости 

      
  1.  Новый  характер развития теперь в  меньшей степени связанный с  физическим ростом и быстрым  когнитивным совершенствованием.
  2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противоречия и трудности.
  3. Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других.
  4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).
  5. Социальные и культурные ориентиры, которые используются для определения успешности и своевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальный статус).

      Зрелость (по Шаковаленко) – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

      Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное  сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

      Социальная  ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей.

      Создание  семьи чрезвычайно важно для  личностного развития. Человек реализует  очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает  новый общественный статус, связанный  с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

      Особенно  большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

      Выбор спутника жизни и создание семьи  – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая  этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

      С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением  к самостоятельности, независимости  и отношением к ответственности.

Информация о работе Конфликты среднего возраста