Конфликты в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание

Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СУЩНОСТЬ 5
1.1 Определение конфликта 5
1.2. Основные типы конфликтов. 9
1.3. Поведение в конфликтах 15
1.4.Методы преодоления конфликтов 32
1.5.Стресс и его особенности. 38
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 43
2.1. Характеристика исследуемого предприятия 43
2.2. Диагностика предрасположенности менеджеров к конфликтному поведению(по К.Томасу) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63

Работа состоит из  1 файл

1.rtf

— 472.83 Кб (Скачать документ)

При средних значениях напористости и партнерства - тактика "Компромисс" - стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность "половинчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

  При высоких значениях напористости и партнерства - тактика "Сотрудничество" - поиск решений,-полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы". К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

  В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 
 

ОПРОСНИК К. ТОМАСА

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

         Б. Чем обсуждать, то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

    2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

    3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

    4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

    5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

          Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

    6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

    7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

         Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

    8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

        Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

    9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

        Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

          Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

   11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

          Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

  Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

      Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

      Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

       Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

        Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

     Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

         Б. Я отстаиваю свои желания.

    23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

          Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

         Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

    25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

    26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

    27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

  Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

    28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

          Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

    29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

  Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

    30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

  Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

Соперничество Сотрудничество Компромисс   Избегание    Приспособление
1  
 
 
 
 
 
         А                  Б
2  
 
Б А  
 
3 А  
 
 
 
                        Б
4  
 
 
 
А
                        Б
5  
 
Б  
 
    Б
6 Б  
 
 
 
    А
7  
 
 
 
Б
    А
8 А Б  
 
 
 
9 В  
 
 
 
    А
10 А  
 
Б  
 
11  
 
А  
 
                        Б
12  
 
 
 
Б
    А
13 Б  
 
А  
 
14 Б А  
 
 
 
15  
 
 
 
 
 
    Б                  А
16 В  
 
 
 
    А
17 А  
 
 
 
    Б
18  
 
 
 
Б
                        А
19  
 
А  
 
    Б
20  
 
А Б  
 
21  
 
Б  
 
                        А
22 Б  
 
А  
 
23  
 
А  
 
    Б
24  
 
 
 
Б
                        А
25 А  
 
 
 
                        Б
26  
 
Б А  
 
27  
 
 
 
 
 
    А                 Б
28 А Б  
 
 
 
29  
 
 
 
А
    Б
30  
 
Б  
 
                       А
 
 

    Проведенные исследования подтвердили, что руководитель финансового и материально-технических отделов расположены к сотрудничеству.  Руководитель службы охраны труда типичный соглашатель, предрасположенный к тактики избегания в конфликтной ситуации. Руководитель службы контроля качества привержен аргессивной конкуренции. По методики К.Томаса были опрошены более 50-ти менеджеров различного уровня. Методом бальной оценки определены их типы поведения в конфликтной ситуации. Результаты обработки и обследования приведены в таблице--

    Таблица 3

    
Тип поведения Количество испытуемых
Конкуренция 4
Приспособление 5
Компромисс 10
Избегание 3
Сотрудничество 32
Итого 54
 

    В целом большая часть руководителей  имеет позитивный поведенческий тип в конфликтной ситуации. Поэтому производственный процесс не останавливается и психологическая ситуация на предприятии не кризисная. Результаты исследования дали возможность руководителю предприятия по новому оценивать ситуацию в управлении. Стало ясно, что не только наличие современного оборудования определяют успех в производственных делах, но психологические установки менеджеров различного уровня. После проведенных исследований и по их результатам были предприняты ряд мер по предотвращению появления кризисных ситуаций, а именно:

  • Уточнены должностные инструкции менеджеров в части более четкого определения их прав и ответственности;
  • Проведены серьезные консультации психологов с менеджерами, предрасположенными к непродуктивному типу поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые менеджеры были перемещены на менее ответственные участки производства.

     Результаты не замедлили сказаться. Количество неоправданных сбоев производственного процесса пошло на убыль. Это лишь подчеркивает значимость умения управлять конфликтными  ситуациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Конфликты в организации